Cтраница 1
Суть автоформализации знаний заключается в том, чтобы определенным образом спровоцировать эксперта на создание средствами персональной ЭВМ наивной программы из соответствующей предметной области и затем в процессе выполнения данной программы в интерактивном режиме с экспертом-разработчиком фиксировать отображение его профессиональных знаний. [1]
Для традиционных ЭС существуют три основных подхода к подготовке информационного наполнения: парадигма ученика, парадигма эксперта, автоформализация знаний. [2]
В технологическом плане крайне необходимым является решение проблемы работы со знаниями в рамках единого подхода, реализующего выбор МПЗ, формализацию знаний и создание СИИ, реализующей идею автоформализации знаний самим экспертом. [3]
Взаимовлияние технологических изменений и практики работы. [4] |
Уровень информационной технологии связывают в первую очередь с технической базой и выделяют этапы, характеризующиеся сменой технической базы и соответственно сменой критериев эффективности функционирования вычислительных средств [57]: 1) ЭВМ I поколения ( 50 - е - начало 60 - х годов) - основной задачей информационной технологии была задача экономии машинных ресурсов ( машинного времени и памяти); 2) ЭВМ II-III поколений ( середина 60 - х - начало 80 - х годов) - внимание переместилось на экономию человеческих, а не машинных ресурсов; 3) ЭВМ IV-V поколений ( с начала 80 - х годов) - характеризуется переходом к персональным вычислениям и тенденцией к автоформализации профессиональных знаний. [5]
Формализм всегда был границей, отделяющей то, что может делать компьютер, от того, что ему недоступно. Автоформализация по своему замыслу должна стать процессом преодоления этой границы и передачи ПК того, что еще вчера ему было недоступно. И осуществить это, возможно, позволит диалог пользователя-профессионала ( в своей области, разумеется) с ПК, оснащенным пока существующими лишь в мечтах программами автоформализации. Появятся такие программы или нет, сейчас сказать трудно, но и мечтать не возбраняется. [6]
Однако передача компьютеру неформальных знаний специалиста происходит уже сейчас. Но делается это не в режиме диалога компьютера и пользователя, а при диалоге специалиста с инженером по знаниям - когнитологом. Это долгий путь, отличный от пока гипотетической автоформализации. [7]
Формализм всегда был границей, отделяющей то, что может делать компьютер, от того, что ему недоступно. Автоформализация по своему замыслу должна стать процессом преодоления этой границы и передачи ПК того, что еще вчера ему было недоступно. И осуществить это, возможно, позволит диалог пользователя-профессионала ( в своей области, разумеется) с ПК, оснащенным пока существующими лишь в мечтах программами автоформализации. Появятся такие программы или нет, сейчас сказать трудно, но и мечтать не возбраняется. [8]
ЭВМ всегда считалась средством, расширяющим возможности человека в уже формализованных областях, таких, как вычисления, сортировка, обработка знаковой информации, и др. В случае автоформализации ПК усиливает возможности человека в неформализованной сфере его знаний. [9]