Cтраница 1
Другое мимоходное замечание Энгельса, тоже связанное с вопросом о государстве, относится к религии. Известно, что германская социал-демократия, по мере того, как она загнивала, становясь все более оппортунистической, чаще и чаще скатывалась к филистерскому кривотолкованию знаменитой формулы: объявление религии частным делом. Именно: эта формула истолковывалась так, будто и для партии революционного пролетариата вопрос о религии есть частное дело. [1]
Это замечание Энгельса всецело может быть отнесено и к характеристике естественнонаучных воззрений Ломоносова, к оценке направленности его творческих поисков, связанных с изучением разнообразных явлений и процессов природы. [2]
Здесь уместно вспомнить замечание Энгельса в предисловии к III тому Капитала, что напрасно было бы искать у Маркса готовых и раз навсегда пригодных определений. Ведь само собой разумеется, что, когда вещи и их взаимные отношения рассматриваются не как постоянные, а как находящиеся в процессе изменений, то и их мысленные отражения, понятия, тоже подвержены изменению и преобразованию; их не втискивают в окостенелые определения, а рассматривают в их историческом, соответственно логическом, процессе образования ( К. [3]
Так излагает Берн-штейн, сопоставляя с замечаниями Энгельса 1887 г. в предисловии к Zur Wohnungsfrage N В. [4]
Только теперь мы можем оценить всю правильность замечаний Энгельса, когда он беспощадно издевался над нелепостью соединения слов: свобода и государство. Пока есть государство, нет свободы. [5]
В свете истории науки все более глубокий смысл приобретает замечание Энгельса о том, что научная истина на деле оказывается не чем иным, как логическим, а следовательно, и историческим процессом движения от менее глубокого ко все более и. Но, коснувшись этой стороны, мы волей-неволей вынуждены отметить, что история науки зафиксировала два варианта понимания исторического. Первый вариант создан вульгарным материализмом или, иными словами, материализмом метафизическим. [6]
Энгельс подверг резкой критике зрфуртскую программу за ее оппортунизм; замечания Энгельса, однако, не были учтены и были опубликованы лишь спустя 10 лет. [7]
В течение последних месяцев нам, русским социал-демократам, очень часто приходилось вспоминать замечание Энгельса о том, что для рабочего класса не может быть большего исторического несчастья, как захват политической власти в такое время, когда он к этому еще не готов. Теперь, после недавних событий в Петрограде, сознательные элементы нашего пролетариата обязаны отнестись к этому замечанию более внимательно, чем когда бы то ни было. [8]
Главной исторической особенностью развития капитализма в Норвегии следует считать отсутствие крепостного права: Норвежский крестьянин никогда не был крепостным, и это дает всему развитию... Это замечание Энгельса почти целиком применимо и к капиталистическому развитию Швеции, которая, за исключением южных провинций ( некогда принадлежавших Дании), также не знала развитого крепостного права. [9]
Источник этих пороков коренится в самой сущности каниталистич. По образному замечанию Энгельса, буржуа верит в свои нравств. [10]
Энгельс, не может разделять ее надежд, так как о подобном большинстве в партии ему ничего неизвестно. Так излагает Бернгатейн, сопоставляя с замечаниями Энгельса 1887 г. в предисловии К жилищному вопросу 144 N В. [11]
По мнению Энгельса, только недостаточным развитием техники точного измерения может быть объяснено отсутствие строгих количеств, закогюмерностей в тех или иных областях науки. Так, в применении к биологии Энгельс пишет ( по поводу закона перехода К. С тех пор, как были написаны эти слова ( 1879), наука и техника сделали такой шаг вперед, что это замечание Энгельса звучит теперь как полностью оправдавшееся предвидение применимости математич. [12]
Под его влиянием проект новой программы Германской социал-демократической партии, подготовленный в 1891 году, был улучшен по сравнению с прежней, Готской программой. Замечания Энгельса были в значительной мере учтены. [13]
Энгельс говорил, что при коммунизме управление людьми должно уступить управлению вещами. Это требование приобретает еще большее значение при коммунизме. Поэтому замечание Энгельса правильно толковать лишь в том смысле, что гл. [14]
В отличие от ортодокс, мистиков, мистики неортодоксальные, как, напр. Иоанн Эриугепа, утверждали, что соединение души с богом в процессе экстаза происходит в силу тождественности их природы, поскольку душа - одно из проявлений неведомого бога, возникших, как и весь мир, посредством эманации из него. Иоанн Эрнугепа, а значительно позже Николай Кубанский, приходили к высокой оценке чоловеч. Амори Венский и Давид Динан-ский. По замечанию Энгельса, революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. [15]