Принцип - активность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если третье лезвие бреет еще чище, то зачем нужны первые два? Законы Мерфи (еще...)

Принцип - активность

Cтраница 2


Понятие деятельность тесно связано с понятиями активность и поведение. Деятельность есть форма активности, а поведением обычно называется внешняя наблюдаемая часть деятельности. В деятельности раскрываются отношения субъект-объект, а в поведении ( как и в общении) отношения субъект - субъект или субъект-объект-субъект. Принцип активности утверждается в деятельности через понятие действия, которое выступает как единица анализа деятельности [ Леонтьев, 1975; Парсонс, 2000 ], тогда как единицей поведения является поступок.  [16]

В диссертации Маркс высоко оценил место, которое занимали в духовном развитии человечества философские взгляды великих греческих атомистов Демокрита и Эпикура. Он, в частности, отметил учение Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов, видя в нем выражение диалектического принципа самодвижения. Принцип отклонения трактуется им как принцип активности, деятельности. Сопоставляя взгляды Демокрита п Эпикура на природу, Маркс отдал предпочтение Эпикуру, философия которого служила основой для его этических взглядов п прежде всего для учения о свободе.  [17]

Как только от общедидактических работ и работ по школьной дидактике мы переходим к исследованиям по дидактике высшей школы, картина резко меняется. Во-первых, только в ФРГ есть попытки сформулировать общие принципы дидактики высшей школы. Исследования, выполненные в других капиталистических странах, почти целиком ориентированы на обобщение опыта вузовского преподавания, но уровень этого обобщения не достигает формулировки общих принципов. Разумеется, можно вывести некоторые принципы путем анализа содержательной стороны исследований. Например, во многих английских, американских и французских работах ставится проблема усиления познавательной активности студентов в пределах организационных форм обучения, следовательно, можно считать, что в вузовской дидактике США, Англии и Франции признается принцип активности студентов. Однако для сравнения принципов общей и вузовской дидактики нас должны интересовать именно принципы, выдвигаемые в явной форме самими зарубежными дидактами, а не выведенные нами из их высказываний.  [18]

До сих пор серьезное внимание уделялось главным образом содержанию учебных программ вузов, методике изложения учебного материала и, конечно, тому, чтобы в программах нашли отражение все новые вопросы науки и техники. При этом составители программы ревниво следили за тем, чтобы сохранить в программах старые, традиционные, привычные для них вопросы. Это неизбежно приводило к расширению объема всех предметов. Обучаемому дается столько, что он не в состоянии все осмыслить, а тем более усвоить. Этим самым нарушаются основные дидактические принципы. Ведь обучаемый должен сначала воспринять содержание, осмыслить его, затем запомнить и, наконец, научиться применять его на практике. Перегрузка программы неизбежно приводит к пассивному восприятию материала, нарушению принципа активности в обучении, к отрыву теории от практики. Таким образом, благое намерение преподавателя - дать обучаемому возможно больше знаний за отведенное время - превращается в свою противоположность.  [19]

Приведем несколько примеров, касающихся одного из центральных вопросов инженерной психологии, а именно вопроса о распределении функции между человеком и автоматикой. К сожалению, эти примеры относятся больше к неполадкам в системе, но они как раз и иллюстрируют, что на летательных аппаратах работает человек, который всегда должен быть активным. Достаточно сказать, что при полетах на кораблях типа Меркурий было зафиксировано около 100 отказов на каждый полет, во время полета Джемини-5 было зарегистрировано 19 нарушений в работе систем; полет Аполлона-10 и Алоллона-13 был благополучно завершен только благодаря своевременному вмешательству космонавтов в работу автоматики, их психической устойчивости и профессиональному мастерству. Любопытен факт, что космонавт Армстронг еще до полета на Луну решил, что по достижению высоты около 100 м он перейдет на полуавтоматическую систему посадки, ибо он понимал, что автоматика еще не знает, как выбрать посадочную площадку. Армстронг после полета рассказывал: Я на мгновение задумался, не совершить ли посадку в этот кратер: ученые плясали бы от радости; но затем вспомнил правила летчиков-испытателей, что в случае сомнений в возможности успешной посадки всегда лучше тянуть дальше, что я и сделал. Как известно, эта историческая посадка на Луну была выполнена вручную с использованием управления, близкого к самолетному. Приведенные примеры показывают, что эффективность действий была по сути обеспечена реализацией двух психологических принципов в распределении функций между автоматом и человеком, а именно принципа активности оператора и принципа резервирования.  [20]



Страницы:      1    2