Cтраница 3
Дополнить вводную часть Устава положением, вытекающим из документов XXIII съезда КПСС, сентябрьского ( 1965 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, о том, что отраслевой принцип управления промышленностью, последовательное осуществление экономической реформы, расширение прав и хозяйственной самостоятельности предприятий еще больше повышают роль профсоюзов в решении задач развития народного хозяйства, в разработке государственных планов и привлечении рабочих к участию в управлении производством. [31]
Только за последние годы партией и правительством был принят ряд важных решений в области совершенствования методов управления в народном хозяйстве прежде всего, решения о переходе к новой системе планирования и экономического стимулирования и об осуществлении отраслевого принципа управления в промышленности. [32]
Задачи повышения эффективности общественного производства требуют дальнейшего улучшения размещения производительных сил, комплексного развития и специализации хозяйства союзных республик и экономических районов, более полного вовлечения трудоспособного населения в производство, правильного сочетания территориального планирования с отраслевым принципом управления народным хозяйством. [33]
На практике управление строительством сочетает территориальный и отраслевой принципы организации. Отраслевой принцип управления обеспечивает специализацию - важный фактор совершенствования производства и непрерывного его технического развития, а также более гибкое и эффективное использование ресурсов отрасли. Вместе с тем в строительстве в силу его специфики ( локальная закрепленность строительной продукции и реализация ее по месту производства), а также ввиду тенденций к территориальному единству строительных организаций отраслевое управление должно сочетаться с принципом зонирования деятельности строительных организаций. [34]
Научно-технический прогресс должен быть объектом отраслевого управления. Отраслевой принцип управления обеспечивает разработку единой технической политики отрасли, необходимую увязку плана развития новой техники с остальными разделами плана отрасли. [35]
ЦКП относятся: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др. По специфике решаемых проблем различаются социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические ЦКП. С учетом отраслевого принципа управления и в зависимости от масштабности решаемых проблем ЦКП подразделяются на общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и подотраслевые. ЦКП, направленные на решение региональных проблем, делятся на общесоюзные, республиканские, областные и районные. По длительности реализации ЦКП бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Разработка ЦКП осуществляется по этапам. На первом этапе разрабатывается исходное задание, определяются потребности в ресурсах, подготавливаются координационный и организационные планы работ, методические и другие материалы. [36]
ЦКП относятся: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др. По специфике решаемых проблем различаются социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические ЦКП. С учетом отраслевого принципа управления и в зависимости от масштабности решаемых проблем ЦКП подразделяются на общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и подотраслевые. ЦКП, направленные на решение региональных проблем, делятся на общесоюзные, республиканские, областные и районные. По длительности реализации ЦКП бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Разработка ЦКП осуществляется по этапам. [37]
ЦК партии признал необходимым упразднить совнархозы и обеспечить единое руководство производством, техникой, экономикой и научными исследованиями в каждой отрасли промышленности, создать для этого построенные по отраслевому признаку промышленные министерства. Переход к отраслевому принципу управления промышленностью, создание министерств обеспечивало в наибольшей мере проведение единой технической политики. [38]
Многие острые проблемы сегодняшнего дня порождены противоречиями экстенсивного индустриально-экономического развития, игнорированием его социальных и экологических последствий. Большой ущерб национальному самочувствию нанесен преобладанием отраслевого принципа управления и связанной с этим ведомственностью, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, экологические последствия, интересы комплексного развития территорий. [39]
После ликвидации совнархозов и перехода к отраслевому принципу управления было создано союзно-республиканское Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В отдельных республиках организованы республиканские министерства или главные управления при Советах Министров республик. Так, республиканское Министерство нефтеперерабатывающей промышленности в Азербайджане, а также и главные управления в других союзных республиках решали задачи оперативного порядка, связанные с территориальными особенностями той или иной республики. Для более полного руководства территориальными комплексами в крупных экономических районах возникли территориальные производственные объединения и комбинаты - Грознефтсхимзаводы, Башнефтехимзаводы, Куйбышевнефтехим-заводы и др. Их создание характеризует непрерывную концентрацию производства. [40]
Сегодня, располагая трехлетним опытом осуществления перестройки, видишь, насколько сложны и противоречивы процессы, развивающиеся в обществе, насколько непросто дается каждый новый шаг вперед, насколько тяжел груз прошлого. Сейчас становится ясно, что она натолкнулась на стойкий консерватизм отраслевого принципа управления. Многие сейчас задаются вопросом: что нам мешает добиваться большего и не постигнет ли нынешнюю экономическую реформу судьба предыдущих реформ. [41]
Планомерному и комплексному характеру развития социалистической экономики соответствует всесторонне учитывающий все зависимости комплексный планомерный характер хозяйственных связей, выражающийся в рациональной структуре и оптимальной пропорциональности отраслей и отдельных предприятий данного промышленного экономического района. Партия и правительство предусматривают правильное сочетание отраслевого и территориального планирования, обеспечение комплексного развития районов при отраслевом принципе управления. [42]
Первое - перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский ( 1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленностью. Были воссозданы ведомственные монополии в лице союзных и союзно-республиканских министерств. [43]
Результаты исследования и анализа выходных таблиц показывают их многообразие по форме и содержанию. Обилие различных видов таблиц является следствием специфических особенностей участков и разделов учетной работы; оно объясняется также определенным разнообразием в системах планирования и бухгалтерского учета, влиянием отраслевого принципа управления народным хозяйством; кроме того, весьма ощутимо влияние факторов, связанных с применением средств вычислительной техники. Рассматривая суммарное воздействие всех причин на формирование выходных таблиц, нетрудно определить, с каким количеством различных видов этих таблиц приходится сталкиваться в практике механизации и автоматизации управленческих работ. [44]
В строительстве применяются территориально-отраслевой и отраслевой принципы управления. Территориально-отраслевой обеспечивает территориальное единство подрядных организаций, эффективное сочетание районирования деятельности строительных министерств с их отраслевой направленностью, что создает условия для оперативного маневрирования материальными, трудовыми и денежными ресурсами в пределах районов территориальных управлений. Отраслевой принцип управления дает более высокий уровень специализации работ. По нему строятся транспортные и энергетические сооружения, объекты нефтяной и газовой промышленности, мелиорации, сельского и водного хозяйства. Обеспечивается наиболее эффективное использование материальных и трудовых затрат. [45]