Антропологический принцип - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком. (Марк Твен) Законы Мерфи (еще...)

Антропологический принцип

Cтраница 2


В Современнике напечатаны важнейшие работы Чернышевского, в том числе основное философское сочинение Антропологический принцип в философии ( 1860) и экономические труды: Капитал и труд ( 1860), Примечания к Основаниям политической экономии Д.С. Милля ( 1860), Очерки политической экономии ( по Миллю) ( 1861) и др. Деятельность Чернышевского идейно подготовила создание революционной организации Земля и воля 1860 - х гг. Чернышевский - один из родоначальников народничества. В крепости написаны роман Что делать. После приговора 19 мая 1864 г. Чернышевский был отправлен на каторгу.  [16]

По словам участника кружка, Прудона и хвалили и бранили, находя в нем недостатки. Салтыковым-Щедриным ( повести Противоречия и Запутанное дело, см. Поли. В 1860 Чернышевский в статье Антропологический принцип в философии отмечал, что сильные стороны филос. Гегеля, слабые - в значит, мере были предопределены незнанием материализма Фейербаха ( см. Поли.  [17]

Николай Гаврилович Чернышевский ( 1828 - 1889) - революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ. Фейербаха, а также Гегеля, Сен-Симона, Фурье, О. В 1860 г. появляется основное философское произведение Н. Г. Чернышевского - Антропологический принцип в философии. В этом труде Н. Г. Чернышевский определял материализм как учение, в основе которого лежит уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим... Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основе его сознания и социального существования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н. Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса. Разрабатывая антропологический принцип, Н. Г. Чернышевский считал индивида первичной реальностью, а общество - множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с другом. При этом он полагал, что законы функционирования общества являются производными от законов частной жизни людей. В вопросах теории познания он также решительно отстаивал материализм, критикуя агностицизм и субъективный идеализм. В этической части своих рассуждений он придерживался принципа разумного эгоизма, согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье, по Н. Г. Чернышевскому, должно согласовываться с общим благополучием; одинокого счастья нет.  [18]

Чернышевский обосновывал мысль о необходимости связи лит-ры и философии с жизнью народа, с решением важнейших социальных проблем. Чернышевский вплотную подошел к пониманию партийности философии. В работе Антропологический принцип в философии содержатся указания на связь филос. Политические теории - писал Чернышевский - да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, которому принадлежал философ ( Поли.  [19]

Конспектируя Лекции о сущности религии, Ленин обращает внимание главным образом на материалистическое понимание Фейербахом природы и ее объективных закономерностей, на его критику идеализма, религии и обоснование атеизма, выделяет зачатки, зародыши исторического материализма, не получившие, однако, в философии Фейербаха сколько-нибудь значительного развития. В конспекте Ленин несколько раз говорит об ограниченности фейербаховской философии, о том, что уже в 1848 - 1851 годах Фейербах сильно отстал от Маркса и Энгельса, не понял революции 1848 года. Характеризуя его определение природы, Ленин пишет: Выходит, что природа все, кроме сверхприродного. Фейербах ярок, но не глубок. Энгельс глубже определяет отличие материализма от идеализма ( настоящий том, стр. На ограниченность материализма Фейербаха и узость термина антропологический принцип в философии Ленин указывает и в конце конспекта: и антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания м а-териализма ( стр.  [20]

Конспектируя Лекции о сущности религии, Ленин обращает внимание главным образом на материалистическое понимание Фейербахом природы и ее объективных закономерностей, на его критику идеализма, религии и обоснование атеизма, выделяет зачатки, зародыши исторического материализма, не получившие, однако, в философии Фейербаха сколько-нибудь значительного развития. В конспекте Ленин несколько раз говорит об ограниченности фейербаховской философии, о том, что уже в 1848 - 1851 годах Фейербах сильно отстал от Маркса и Энгельса, не понял революции 1848 года. Характеризуя его определение природы, Ленин пишет: Выходит, что природа все, кроме сверхприродного. Фейербах ярок, но не глубок. Энгельс глубже определяет отличие материализма от идеализма ( настоящий том, стр. На ограниченность материализма Фейербаха и узость термина антропологический принцип в философии Ленин указывает и в конце конспекта: и антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания м а-териализма ( стр.  [21]

Фейербах ( Feuerbach), Людвиг Андреас ( 1804 - 1872) - выдающийся немецкий философ-материалист и атеист, один из предшественников марксизма. С 1828 года - приват-доцент Эрлап-генского университета; в своей первой работе Gedanken fiber Tod und Unsterblichkeit ( 1830) ( Мысли о смерти и бессмертии) выступил против догмата христианской религии о бессмертии души; книга была конфискована, Фейербах подвергся преследованиям и вскоре был уволен из университета. К концу 30 - х годов отошел от идеализма; в работах Zur Kritik der Hegel schen Philosophic ( К критике философии Гегеля) и Das Wesen des Christentums ( Сущность христианства) порывает с гегельянством и переходит на материалистические позиции. В понимании общественных явлений Фейербах остался идеалистом; в центре его философии - человек как существо телесное, чувственное, но не общественно-историческое. Провозглашенный им антропологический принцип в философии В. И. Ленин назвал лишь неточным, слабым описанием м а т е-риализма ( Сочинения, 4 изд.  [22]

Фейербах ( Feuerbach), Людвиг Андреас ( 1804 - 1872) - выдающийся немецкий философ-материалист и атеист. С 1828 года - приват-доцент Эрлангенского университета; в своей первой работе Gedanken fiber Tod und Unsterblichkeit, 1830 ( Мысли о смерти и бессмертии) выступил против догмата христианской религии о бессмертии души; книга была конфискована, Фейербах подвергся преследованиям и вскоре был уволен из университета. К концу 30 - х годов отошел от идеализма; в работах Zur Kritik der Hegel-schen Philosophic, 1839 ( К критике философии Гегеля) и Das Wesen des Christentums, 1841 ( Сущность христианства) порывает с гегельянством и переходит на материалистические позиции. Провозглашенный им антропологический принцип в философии В. И. Ленин назвал лишь неточным, слабым описанием материализма ( Сочинения, 4 изд.  [23]

Николай Гаврилович Чернышевский ( 1828 - 1889) - революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ. Фейербаха, а также Гегеля, Сен-Симона, Фурье, О. В 1860 г. появляется основное философское произведение Н. Г. Чернышевского - Антропологический принцип в философии. В этом труде Н. Г. Чернышевский определял материализм как учение, в основе которого лежит уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим... Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основе его сознания и социального существования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н. Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса. Разрабатывая антропологический принцип, Н. Г. Чернышевский считал индивида первичной реальностью, а общество - множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с другом. При этом он полагал, что законы функционирования общества являются производными от законов частной жизни людей. В вопросах теории познания он также решительно отстаивал материализм, критикуя агностицизм и субъективный идеализм. В этической части своих рассуждений он придерживался принципа разумного эгоизма, согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье, по Н. Г. Чернышевскому, должно согласовываться с общим благополучием; одинокого счастья нет.  [24]



Страницы:      1    2