Cтраница 1
Микроэкономический анализ несовершенных рынков. [1]
Микроэкономический анализ потребительского выбора обусловлен рядом предпосылок и прежде всего тем, что поведение потребителя на рынке заключается в покупке таких товаров, которые удовлетворяют его потребности. Экономическое значение потребностей так же актуально, как и в повседневной жизни. Потребности проявляются в ощущениях, желаниях или дискомфорте, вынуждающих людей удовлетворять их или избавляться от них. [2]
Курс микроэкономического анализа, как правило, завершается излп жением теории общего равновесия рынков, которая включает критер эффективного распределения ресурсов по Парето, основы теории благ состояния вместе с рассмотрением внерыночных эффектов и исследон нием влияния налогов на эффективность и благосостояние. [3]
В микроэкономическом анализе искажение это пренебрежимо мало и предпочтения участников легко могут быть учтены. На первом шаге предпочтения участников могут рассматриваться как данное: это ведет к статическому равновесию. Для того чтобы сделать анализ более динамичным, изменения в предпочтениях участников могут добавляться по кускам и описываться как изменения в привычках потребителей или в методах производства. Единственный момент, затемняемый при таком кусочном подходе, - возможная связь между различными изменениями в условиях спроса и предложения, но упущение это не уменьшает истинности заключений, к которым стремится микроэкономический анализ. [4]
В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма. Это объясняется тем, что в современной экономике предприятия ( фирмы) производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в состав которого следует включать прежде всего предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. [5]
Усиление роли микроэкономического анализа, главная цель которого заключается в достижении равновесия между спросом и предложением посредством цен, предполагает расширение арсенала методов анализа коммерческой деятельности предприятия за счет анализа кривых спроса и предложения. Статистические данные о рынке, являющиеся главным источником информации для построения кривых спроса и предложения, имеют характер временных рядов: с одной стороны - цены товара, а с другой - количества этого товара, проданного по данной цене. [6]
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. [7]
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. [8]
Усиление роли микроэкономического анализа, главная цель которого заключается в достижении равновесия между спросом и предложением посредством цен, предполагает расширение арсенала методов анализа коммерческой деятельности предприятия за счет анализа кривых спроса и предложения. Статистические данные о рынке, являющиеся главным источником информации для построения кривых спроса и предложения, имеют характер временных рядов: с одной стороны - цены товара, а с другой - количества этого товара, проданного по данной цене. [9]
В системе микроэкономического анализа в узком смысле анализ финансовых аспектов деятельности хозяйствующего субъекта занимает ключевое место, поскольку, во-первых, именно хозяйствующий субъект является базовой ячейкой экономической системы в любой стране и, во-вторых, управление финансами, которое немыслимо, в частности, без оценки финансового состояния предприятия и его контрагентов, представляет собой сердцевину системы управления предприятием. [10]
В бухгалтерском учете и микроэкономическом анализе разработаны аналитические методы и процедуры, позволяющие осознанно пользоваться богатейшим информационным материалом, сосредоточенным в бухгалтерской отчетности. [11]
Эти понятия нужны нам в микроэкономическом анализе прежде всего потому, что они в явной форме учитывают несовпадение интересов различных экономических агентов: то, что хорошо для одного, может быть плохо для другого, и наоборот. Они позволяют упорядочить по предпочтительности достижимые состояния экономики. Проиллюстрировать это можно следующим образом: например, если один хозяйственный механизм приводит экономику в состояние В ( рис. 9.1), а другой - в D, то совершенно очевидно преимущество первого над вторым. Одно из требований к построению хозяйственного механизма заключается в том, что он должен приводить экономику в Парето-оптимальное состояние или близкое к нему. Нетрудно заметить, что Парето-оптимальных состояний бесконечно много - ими являются все точки, которые принадлежат линии АКВС. Определение же лучшего из данного набора относится к сфере общественного выбора. Однако микроэкономическая теория разрабатывает способы перевода экономики из Парето-оптимального состояния, но социально несправедливого состояния, такого как, например, в точке К на рис. 9.1, в состояние, близкое к точке В, которое является более справедливым, поскольку в точке К Трифону много лучше, чем Федору, который купается в роскоши. [12]
Если задаться вопросом, почему в ходе микроэкономического анализа отдается предпочтение потребительскому выбору, а производитель оказывается в зависимом положении, то ответ внешне может быть следующим. На рынке, когда товар продается по цене, превышающей издержки производства, потребитель, оценив работу производителя, сделал выбор и уплатил за товар деньги, покрыв тем самым издержки и создав производителю данного товара условия для получения прибыли. [13]
В чем состоит различие макро - и микроэкономического анализа. [14]
Теории распределения ресурсов и формирования доходов в учебни микроэкономического анализа излагаются в рамках раздела Рынки ф торов производства. [15]