Cтраница 2
Однако для перехода из одной тональности в другую необходимо, чтобы, начиная с любого тона, можно было образовать новую гамму с такими же отношениями частот последовательных ступеней, как и в основной гамме. Согласовать оба требования в рамках обычных музыкальных инструментов и обычной нотной записи представляется совершенно невозможным. Поэтому была установлена темперированная гамма, в которой интервал в одну октаву разделен на 12 полутонов с равными интервалами между ними. Согласно сказанному выше интервал между соседними полутонами равен 100 центам. [16]
Сердцем этих инструментов являлись программные валики со штифтами ( в шкатулке) и перфорированные металлические диски ( в ящике), причем расположение штифтов или отверстий представляет собой своеобразную нотную запись, непосредственно воздействующую на кончики диатонически настроенных язычков, воспроизводящих мелодию. Тот же принцип применяется и в шарманке - механическом духовом музыкальном инструменте, представляющем собой небольшой переносный орган с программным управлением. [17]
Звуки, соответствующие черным клавишам, не имеют собственных названий и собственных мест в нотной записи. Для них используется название предыдущей белой ноты с добавлением слова диез, означающего повышение звука на полтона, или название последующей белой ноты со словом бемоль, означающим понижение на полтона, В нотной записи также используются обозначения предыдущей или последующей белых нот с добавлением знака повышения ( диез) или понижения ( бемоль) на полтона. [18]
Указанные соображения привели к установлению так называемого хорошо темперированного строя, или хроматической гаммы, в которой интервалы между соседними полутонами в точности равны одной двенадцатой части октавы. Эти интервалы, как уже говорилось, также называют полутонами. Существующая система нотной записи, основанная на семи неодинаково отстоящих нотах, мало приспособлена к хроматической гамме. Различие в звучании тонов чистой и темперированной гамм, впрочем, не очень заметно. [19]
Человечество не сразу пришло к идее записи звука, как такового. Не вдаваясь подробно в историю возникновения нотной записи, интересную саму по себе, отметим основной принцип, положенный в ее основу: сначала записать некие знаки, а затем по этим знакам с помощью инструментов или голоса воспроизвести звуки. [20]
Описание обозначения раскрывает его смысл и показывает его составные части. Если словесное обозначение не имеет смыслового значения, то указывается способ его образования, например, начальные слоги нескольких слов, аббревиатура, вымышленное слово и т.п. Для изобразительных обозначений, носящих абстрактный характер, указывается, что оно собой символизирует. Применительно к словесным обозначениям, представленным не на русском языке, приводится транслитерация буквами русского алфавита и перевод на русский язык, если обозначение имеет смысловое значение. Для обозначения, использующего музыкальное произведение, в описании приводится его нотная запись. [21]
В то же время структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта. Под структурой мы понимаем элементы, из которых состоит объект, и способы, с помощью которых эти элементы вступают во взаимоотношения - статические или динамические. Несколько упрощая ситуацию, можно выделить два вида структур: пространственные и временные. Музыкальная мелодия имеет временную структуру; та же мелодия в нотной записи - пространственную. Напечатанная книга имеет пространственную структуру, а при чтении вслух - временную. [22]
Главной целью Топена при разработке пакета MusicT X был набор сложной полифонической оркестровой или инструментальной музыки. Сначала он думал, что может расширить MuTj X до нескольких нотных станов, но вскоре решил написать набор совершенно новых макро, только лишь приняв М Т Х овский код на METRFONT e за отправную точку. Однако полученная система ( MusicT X) по-прежнему была неадекватна, так как ее однократного прохода было недостаточно для расчета оптимального расстояния между нотами. MusiXT X, новая система, разработанная Даниелем Топеном совместно с Россом Митчеллом и Андреасом Эглером, взяла свое начало от MusicT X. Поскольку принципы и команды для написания исходного текста во многом идентичны, различия в нотной записи, созданной пакетами MusicT X и MusiXT X, обычно незначительны для рядового пользователя и большая часть предлагаемого далее описания может быть отнесена к обеим системам. [23]
Каждой клетке в S принадлежит двойной номер, а все клетки представляют собой полное число сочетаний по 2 с перестановками и повторениями. Нахождение нескольких элементов а1 водной клетке соответствует кратным связям. По главной диагонали ( ее мы дальше будем называть диагональю) оба одинаковых номера II заменены одним / и там стоят все 0-мерные элементы тоже в порядке нумерации. Если элемента с данным номером нет, то в его клетке ставится 0 или оставляется пустое место. Так, геометрическая структура передается алгебраически, наподобие того, как вытканный узор - картоном в жакарде или мелодия - нотной записью. [24]
После революции вырос взаимный интерес советских народов друг к другу, усилилась тяга к освоению национальных художественных культур. Харисов), в который вошло около 250 песен с нотными записями, был воспринят музыкальной общественностью как крупное достижение советской фольклористической науки в Башкирии. [25]
Широко известны опыты по синестезии звука и цвета, производимые русским композитором Александром Скрябиным. Скрябин трактовал как своеобразное мессианство. Так родился замысел материального Все искусства, органические объединяющего возможности всех видов творчества, причем, с участием всех, с разрушением границ между сценой и залом, исполнителями и слушателями. Среди нетрадиционных средств, которые Скрябин решил привлечь, так называя световая симфония, первая гениальная репетиция которой была предпринята в Прометее ( Поэма огня. Скрябин был первым, кто ввел в партитуру самостоятельную партию светового инструмента, в нотной записи которой осуществлялась визуализация тонального плана музыки, основанного на. [26]
Для практических занятий на уроках музыки в школе Беббиджа также используются компьютеры. Например, при помощи одного из упражнений школьники учатся понимать соответствие между записанными нотами и мелодией. Ученик видит ноты, написанные на экране компьютера, и слышит, как они звучат. Но одна из воспроизводимых нот не соответствует написанной, и задача ученика - обнаружить неверную ноту. Перед тем как дать ответ ( рис. 8.7), он может заставить компьютер повторить мелодию любое число раз. Если ребенок ответил правильно, программа переходит к следующей мелодии. А если ответ неверен, на экране воспроизводится нотная запись проигранной мелодии, чтобы ученик мог увидеть несоответствие. [27]