Программа - искра - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Рассказывать начальнику о своем уме - все равно, что подмигивать женщине в темноте, рассказывать начальнику о его глупости - все равно, что подмигивать мужчине на свету. Законы Мерфи (еще...)

Программа - искра

Cтраница 1


Программа Искры и Зари - проект программы партии, выработанный редакцией Искры и Зари в 1901 - 1902 годах.  [1]

Рязанова Проект программы Искры и задачи русских социал-демократов. Статья Плеханова была напечатана в газете Искра № 41 и № 42 от 1 и 15 июня и в Приложении к № 43 от 1 июля 1903 года.  [2]

Рязанова Проект программы Искры и задачи русских социал-демократов.  [3]

Наиболее принципиальные соображения по поводу проекта программы Искры и Зари были здесь высказаны тт. Но относительно первого уже указывали на полное несоответствие его общего размаха и его конечных выводов; говоря словами Щедрина, он обещал большие кровопролития, а вместо того чижика съел. Акимова был тоже очень широк, но, к сожалению, совершенно не связан с проектом программы. Акимов вполне ясно и принципиально противопоставляет себя разбираемому проекту, - это в пункте о диктатуре пролетариата. Ошибка проекта в том, что он незаконно переносит центр тяжести с повседневной борьбы на революционную диктатуру, с класса - на партию... Разбираемый проект заключает в себе минимальную программу, не меньшую - по сумме реформ - минимальных программ других социал-демократических партий. Но революционная социал-демократия, борясь за реформы, совершает свою основную реформу - реформу в головах пролетариата, подготовляемого к революционной диктатуре. Мы не можем достаточно энергично подчеркивать момент пролетарской диктатуры, - ибо самые реформы, представляющие не свободное политическое творчество пролетариата, а уступки господствующих классов в его пользу, делаются лишь под угрозой социальной революции.  [4]

Чем же объяснить то, что в проекте программы Искры умалчивается принципиальное положение, которое так или иначе высказано во всех социал-демократических программах.  [5]

Я уже говорил, что указанный мною пробел в программе Искры является отражением ее недавней борьбы со стихийностью, с экономизмом и с кустарничеством. Теперь я спрашиваю, может ли это практическое соображение служить оправданием для такого теоретического пробела в программе. Та правильная марксистская формулировка вопроса, которую я предлагаю, никоим образом не открывает двери ни преклонению перед стихийностью, ни экономизму, ни кустарничеству.  [6]

Из имеющих в очень скором времени выйти двух наших изданий: а) Проект программы Искры и Зари и задачи русских социал-демократов и б) К программным и организационным вопросам, видно будет, что и по другим вопросам, которые будут обсуждаться на съезде нашей партии, нам должна быть предоставлена возможность участвовать и в их обсуждении и в принятии партийных решений но ним.  [7]

Так как съезд наш, не имея приглашения на общероссийский съезд, не имел основания подвергать обсуждению проект программы Искры и Зари, а в прессе нашей мы естественно держались в своей критике в тех пределах, которые подобают отношениям к чужой партии, то мы решили на нынешнем съезде воздержаться от участия в дискуссии о формулировке программы.  [8]

Идет о статье Г. В. Плеханова Ортодоксальное буквоедство, опубликованной в Искре № 41 от 1 июня 1903 г. Статья содержала критику книги Д. Б. Рязанова Проект программы Искры и задачи русских социал-демократов, изданной в Женеве в 1903 году.  [9]

В проекте программы Искры это положение нигде не высказывается.  [10]

Имеются в виду комитеты партии, объединившиеся в марте 1903 года в Тифлисе на I съезде социал-демократических рабочих организаций Кавказа в Кавказский союз РСДРП. На съезде были представлены организации Тифлиса, Баку, Батума, Кутаиса, Гурии и др. Съезд одобрил политическую линию ленинской Искры, принял для руководства проект программы Искры и Зари, разработал и утвердил специальный устав Союза.  [11]

Исходя 1) из резолюции IV съезда Бунда: Съезд признает, что понятие национальность применимо и еврейскому народу, и 2) из того, что еврейская национальная культура получит свободное развитие только в государстве, построенном на началах национальной автономии, - Бунд достижение последней считает возможным лишь при федеративном етношении к РСДРП. Не касаясь вопроса о национальной культуре евреев, хотя он мне представляется совсем не в таком свете, как Бунду, я думаю, что достижение сущности требуемого Бундом находит свое полное выражение в политическом строе, обеспечивающем все те права, о которых говорит проект программы Искры.  [12]

Кавказский союз РСДРП был создан в марте 1903 г. на I съезде социал-демократических организаций Кавказа, созванном по инициативе Тифлисского и Бакинского комитетов РСДРП. На съезде были представлены Тифлисский, Бакинский и Батумский комитеты, кутаисская, чиатур-екая, озургетская, горийская и Михайловская группы РСДРП. Съезд одобрил политическую линию ленинской Искры, принял для руководства проект программы Искры и Зари, разработал и утвердил специальный устав Союза и избрал руководящий орган Союза - Кавказский союзный комитет, в который вошли И. В. Сталин, М. Г. Цхакая, А. Г. Цулукидзе, Б. М. Кнунянц, Ф. Е. Махарадзе и другие.  [13]

Мартову до такой степени неприятны теперь факты нашей борьбы на съезде, что он старается совершенно затушевать их. Искровец, - говорит он, - это тот, кто на съезде партии и до него выражал свою полную солидарность с Искрой, отстаивал ее программу и ее организационные взгляды и поддерживал ее организационную политику. На съезде таких искровцев было свыше сорока - столько голосов было подано за программу Искры и за резолюцию о признании Искры Центральным Органом партии. Откройте протоколы съезда, и вы увидите, что программа принята всеми ( стр. Мартов хочет, таким образом, уверить нас, что и бундовцы, и Брукэр, и Мартынов доказали свою полную солидарность Q Искрой и отстаивали ее организационные взгляды. Превращение после съезда всех его участников в равноправных членов партии ( да и то не всех, ибо бундовцы ушли) смешивается здесь с той группировкой, которая вызывала борьбу на съезде. Изучение того, из каких элементов сложилось после съезда большинство и меньшинство, подменивается официальной фразой: признали программу.  [14]



Страницы:      1