Cтраница 1
Программа рабочей партии, ее общая часть и отдельные пункты, составлена Жюлем Гедом и Полем Лафаргом. [1]
В программах рабочих партий были слабо выражены чисто классовые, пролетарские требования, зато они изобиловали требованиями широких демократических преобразований. Многие из пунктов программы демократических преобразований под давлением трудящихся были осуществлены в 30 - х годах. В частности, большинство трудящегося белого мужского населения получило политические права, был принят закон об отмене тюремного заключения за долги, во многих штатах было введено всеобщее начальное обучение, и тред-юнионы получили право на существование. [2]
Но такое построение программы недостойно рабочей партии, говорящей о крестьянской аграрной революции, - партии, которая преследует цель не успокоения крупной буржуазии и бюрократии ( как кадеты), не успокоения мелкой буржуазии ( как энесы), а исключительно развития сознания и самодеятельности широких масс в ходе их борьбы против крепостнической России. [3]
Ленин считал, что программа марксистской рабочей партии должна содержать характеристику основных черт экономического строя России, оценку основных классовых сил, определение основной цели и текущих задач революционной борьбы пролетариата. Ленинский труд Развитие капитализма в России вместе с другими произведениями Ленина создал теоретическую основу для выработки программы, стратегии и тактики большевизма. [4]
И в то же время, однако, Энгельс неоднократно осуждал попытки людей, желавших быть левее или революционнее социал-демократии, внести в программу рабочей партии прямое признание атеизма в смысле объявления войны религии. В 1874 году, говоря о знаменитом манифесте беглецов Коммуны, бланкистов, живших в качестве эмигрантов в Лондоне, Энгельс трактует как глупость их шумливое провозглашение войны религии, заявляя, что такое объявление войны есть лучший способ оживить интерес к религии и затруднить действительное отмирание религии. И в 1877 году в Анти-Дюринге, беспощадно травя малейшие уступки Дюринга-философа идеализму и религии, Энгельс не менее решительно осуждает якобы революционную идею Дюринга о запрещении религии в социалистическом обществе. [5]
Мы не видим, правда, в этом последнем пункте ничего устарелого или неправильного: напротив, мы полагаем, что средства должны быть именно те, которые указаны группой Освобождение труда ( агитация, - революционная организация, - переход в удобный момент к решительному нападению, не отказывающемуся, в принципе, и от террора), - но мы думаем, что в программе рабочей партии не место указаниям на средства деятельности, которые были необходимы в программе заграничной группы революционеров в 1885 году. Программа должна оставить вопрос о средствах открытым, предоставив выбор средств борющимся организациям и съездам партии, устанавливающим тактику партии. Вопросы тактики будут, по мере их возникновения, обсуждаться в газете партии и окончательно разрешаться на ее съездах. Сюда же относится, по нашему мнению, и вопрос о терроре: обсуждение этого вопроса - и, конечно, обсуждение не с принципиальной, а с тактической стороны - непременно должны поднять социал-демократы, ибо рост движения сам собой, стихийно приводит к учащающимся случаям убийства шпионов, к усилению страстного возмущения в рядах рабочих и социалистов, которые видят, что все большая и большая часть их товарищей замучивается насмерть в одиночных тюрьмах и в местах ссылки. Чтобы не оставлять места недомолвкам, оговоримся теперь же, что по нашему лично мнению террор является в настоящее время нецелесообразным средством борьбы, что партия ( как партия) должна отвергнуть его ( впредь до изменения условий, которое могло бы вызвать и перемену тактики) и сосредоточить все свои силы на укреплении организации и правильной доставки литературы. [6]
Высоко оценив программу группы Освобождение труда, Ленин указывает, однако, что она являлась программой группы заграничных революционеров, которые не видели еще перед собой сколько-нибудь широкого и самостоятельного рабочего двшкения в России. Необходимо было сделать следующий шаг, выработать программу рабочей партии, основанной целым рядом русских организаций, за которыми стоял поднимавшийся на революционную борьбу рабочий класс России. [7]
Прежде всего, должен несколько измениться, конечно, характер построения программы: в 1885 году это была программа группы заграничных революционеров, которые сумели верно определить единственный, обещающий успех, путь развития движения, но которые в то время не видели еще перед собой сколько-нибудь широкого и самостоятельного рабочего движения в России. В 1900 году речь идет уже о программе рабочей партии, основанной целым рядом русских социал-демократических организаций. Помимо тех редакционных изменений, которые необходимы ввиду этого ( и на которых нет нужды останавливаться подробнее, так как они разумеются сами собой), из этого различия вытекает необходимость выставить на первый план и подчеркнуть сильнее тот экономический процесс развития, который порождает материальные и духовные условия социал-демократического рабочего движения, и ту классовую борьбу пролетариата, организовать которую ставит себе задачей социал-демократическая партия. [8]
Заметим здесь в скобках, что социал-демократия не только выбросила из своего лексикона термин диктатура пролетариата, но что она вообще больше уже не говорит и о революции. Если она упоминает слово революция, как, например, в программе рабочей партии, то там лишь, где она говорит о своей борьбе против революции. Программа германской социал-демократической партии говорит о завоевании власти, но слово революция в ней вычеркнуто. Известный ренегат коммунизма Пауль Леви и скромно и не без робости заметил на гейдельберг-ском съезде: Господа, вы вычеркнули революцию вообще, вы выдвинули вульгарную эволюцию. На что Рудольф Гильфер-динг в заключительном слове примерно так ответил ему: Что мы понимаем под революцией. Значит, ео ipso и революция налицо. [9]
Что рабочие массы почувствовали общность своего бедственного положения и своих интересов, свою классовую солидарность в противоположность всем другим классам; что для выражения своих чувств и претворения их в действие они привели в движение политический механизм, имеющийся для этой цели в каждой свободной стране - все это только первый шаг. Следующий шаг состоит в том, чтобы найти общее лекарство от этих общих страданий и воплотить его в программу новой рабочей партии. А этот шаг, самый важный и трудный во всем движении, еще предстоит сделать в Америке. [10]
Таков наш взгляд на те требования, которым должна удовлетворять принципиальная часть нашей программы, и на те основные положения, которые должны быть возможно точнее и рельефнее выражены в ней. Из проекта программы группы Освобождение труда должны отпасть, по нашему мнению ( из принципиальной части), 1) указания на форму крестьянского землевладения ( о крестьянском вопросе мы скажем ниже); 2) указания на причины неустойчивости и пр. Мы не видим, правда, в этом последнем пункте ничего устарелого или неправильного: напротив, мы полагаем, что средства должны быть именно те, которые указаны группой Освобождение труда ( агитация, - революционная организация, - переход в удобный момент к решительному нападению, не отказывающемуся, в принципе, и от террора), - но мы думаем, что в программе рабочей партии не место указаниям на средства деятельности, которые были необходимы в программе заграничной группы революционеров в 1885 году. Программа должна оставить вопрос о средствах открытым, предоставив выбор средств борющимся организациям и съездам партии, устанавливающим тактику партии. [11]
Активное участие в рабочем движении принимал с 1866 года, когда стад членом I Интернационала, близко познакомился с К. Во время Парижской Коммуны организовал помощь революционному Парижу из южных департаментов Франции, посетил нелегально Париж, информировал Маркса о событиях в стране. В 1880 году Лафарг вместе с Гедом, при содействии Маркса и Энгельса, написал программу Рабочей партии, после амнистии коммунарам вернулся во Францию, стал редактором газеты L Egalite ( Равенство) - органа Рабочей партии. Лафарг активно выступал против оппортунизма во II Интернационале, приветствовал первую русскую марксистскую организацию - группу Освобождение труда, позднее с симпатией относился к большевикам. [12]
Поэтому разбор нововромспского обмана приобретает очень серьезное значение. Остановимся прежде всего на этом ужасном открытии: они борются не за свободу, а за власть. Посмотрим, что это значит. Свобода народа обеспечена лишь тогда, когда народ действительно устраивает без всякой помехи союзы, собрания, ведет газеты, издает сам законы, выбирает и сменяет сам всех должностных лиц государства, которым поручается проведение законов в жизнь и управление на основании законов. Следовательно, свобода народа обеспечена лишь тогда полностью и на самом деле, когда вся власть в государстве полностью и на самом деле принадлежит народу. Это совершенно очевидно, и только умышленное желание внести путаницу в сознание народа руководит такими слугами правительства, как Новое Время. Эту очевидную истину и установляет программа рабочей партии. Тот, кто борется за свободу народа, не борясь за полновластие народа в государстве, тот либо непоследователен, либо неискренен. [13]