Cтраница 4
Теперь несколько слов о самих программах. Вы уже заметили, что даже элементарные программы требуют для их разработки определенных затрат времени. Поэтому программы, полезные для будущих расчетов, следует сохранять и накапливать. [46]
Далее на каждом шаге написания или проектирования программы заданная функция раскрывается с помощью соответствующей элементарной программы. При этом функции и предикаты, входящие в элементарную программу, строятся так, чтобы получить функцию программы, совпадающую с данной функцией. [47]
Определим составную программу как некоторую программу, полученную заменой функционального узла элементарной программы элементарной программой. В некоторых случаях сами элементарные программы рассматриваются как составные программы. [48]
Определим составную программу как некоторую программу, полученную заменой функционального узла элементарной программы элементарной программой. В некоторых случаях сами элементарные программы рассматриваются как составные программы. [49]
Преподаватель выбирает из части II от трех до пяти языков, среди которых должен содержаться по крайней мере один язык, уже использовавшийся студентами. Книга дополняется обычными руководствами по этим языкам, и студенты в ходе курса пишут элементарные программы на каждом языке. Соответствующие главы части II, начиная с главы, посвященной языку, который студенты знают, изучаются после обзора первой части. По мере того, как разрабатываются и выделяются - понятия каждого из выбранных языков, для более глубокого их изучения нужно возвращаться к соответствующим разделам части I. Не отрывая изложение от конкретных языков, которые практически используются студентами при выполнении упражнений, легче обеспечить необходимый стимул для изучения понятий первой части книги. Конкретный выбор языков для углубленного изучения определяется тремя факторами: подготовкой студентов, языками, доступными на имеющейся вычислительной машине, и интересами преподавателя. Мой опыт показывает, что для студента детальное изучение языка не интересно и малоэффективно, если при этом не имеется возможности одновременно писать и прогонять программы на этом языке. Организация курса, на наш взгляд, должна допускать значительную гибкость при выборе языков в каждой конкретной ситуации. В конце курса, если позволяет время, особенно полезно изучить и проанализировать со студентами язык, доступный на имеющейся машине и не описанный во второй части книги. [50]
Из рассмотренного выше соотношения между программой действий и программой результатов следует, что на этом уровне эфферентные команды мотонейронов формируют одновременно и элементарные акцепторы действия. Таким образом, для рассмотрения поставленных выше вопросов необходимо выяснить, какова может быть наиболее элементарная программа результатов на последнем мотонейронном уровне. Для этого нужно знать, какая эфферентная команда является наименьшей из различимых на уровне достигаемых результатов. По-видимому, в настоящее время трудно ответить на этот вопрос однозначно, однако можно указать на некоторые временные пределы, в которых должна лежать такая элементарная команда. Минимальный временной интервал можно определить исходя из максимальной частоты разрядов, передаваемых по аксону мотонейрона, а максимальный - исходя из времени наиболее простого сенсомоторного акта, например, времени простой двигательной реакции. Таким образом, единица временного масштаба в системе наинизшего уровня ( поведенческой иерархической функциональной системы) должна лежать в пределах 0 1 - - 0 001 сек. [51]
Сложная программа любого размера может быть прочитана и понята путем установления иерархии ее элементарных программ или их абстракций. Процесс поэтапного абстрагирования начинается с самого низшего уровня ( наиболее детализированного) о замещения каждой элементарной программы ее абстракцией. [52]