Марксистская программа - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Некоторые люди полагают, что они мыслят, в то время как они просто переупорядочивают свои предрассудки. (С. Джонсон). Законы Мерфи (еще...)

Марксистская программа

Cтраница 1


Марксистская программа провозглашала то, что лежало в основе трудовой политики. Она извлекала логические выводы из теории, согласно которой труд является единственным источником стоимости; и это обстоятельство превращало пролетариат в главный инструмент и в главное действующее лицо, которое должно было извлечь выгоду из грядущей революции. Если она порой и казалась безразличной к тем требованиям, которые обычно фигурировали в рабочих платформах, то это потому что подобные требования предполагали признание капиталистической системы и имели смысл лишь до тех пор, пока такая система продолжала существовать. Следовательно, эти требования могли быть только вторичными; главной целью рабочих должно было всегда быть свержение капитализма, а не улучшение своего положения в рамках этого строя. Пункты, которые фигурировали среди минимальных требований рабочих, содержавшихся в Коммунистическом Манифесте, а также в инспирированных им более поздних партийных документах, были важны не столько сами по себе, сколько как средство достижения революционной цели, что случилось с партиями, которые исключительно или чрезмерно концентрировали свою деятельность на этих минимальных требованиях, показывали свою деятельность на этих минимальных требованиях, показывали примеры ревизионистов в Германии и экономистов в России. Держа в голове эти примеры, большевики вряд ли были склонны забывать, что они являются партией революционной, а не реформистской, и их трудовая политика должна рассматриваться именно в свете этого критерия.  [1]

Первая марксистская программа во французском рабочем движении была принята 14 октября 1880 г. большинством голосов на съезде Рабочей партии в Гавре.  [2]

Мы на марксистской программе воспитали партию пролетариата, и так же надо воспитать те десятки миллионов трудящихся, которые у нас есть. Мы собрались здесь, как идейные руководители, и должны сказать массам: Мы воспитали пролетариат и мы всегда и прежде всего исходили из точного экономического анализа.  [3]

Сравнение политического и экономического развития разных стран, а также их марксистских программ имеет громадное значение с точки зрения марксизма, ибо несомненны как общая капиталистическая природа современных государств, так и общий закон развития их.  [4]

Лревлвдрванием национальных социал-демократических организаций Либер демагогически называет принципиальную борьбу искровцев на II съезде за последовательную марксистскую программу РСДРП по национальному вопросу. Делегаты от Бунда и Социал-демократии Польши и Литвы выступили на съезде против основного программного требова-ния РСДРП по национальному вопросу - о праве наций на самоопределение. Польские социал-демократы ошибочно считали, что принятие этого пункта программы явится косвенной поддержкой польского национализма и предлагали снять его. Не поддержанные в программной комиссии, на заседаниях которой происходила основная дискуссия по этому вопросу и где присутствовали почти все делегаты, польские социал-демократы покинули съезд. Бундовцы, противопоставлявшие интернационалистскому лозунгу о праве наций на самоопределение буржуазно-националистическое требование культурно-национальной автономии, потерпели полное поражение: съезд принял марксистскую программу по национальному вопросу.  [5]

О современной марксистской аграрной программе следует сказать совершенно то же самое, что было сказано в прошлый раз о народнической: это - марксистская программа по методам своего обоснования и народническая по своим практическим задачам.  [6]

Собственно говоря, если бы вполне продумать истину, заключающуюся в этом последнем положении, и развить ее последовательно до конца, то неизбежно получилась бы строго марксистская программа. Но в том-то и беда, что ППС не ягзляется выдержанно-пролетарской партией, черпая свои идеи столь же охотно из кладезя оппортунистической критики марксизма.  [7]

Руководствуясь марксистской программой, верные знамени пролетарского интернационализма, большевики были подготовлены к тяжелым испытаниям войны и, как показал исторический опыт, с честью выдержали их.  [8]

Настоящая заметка была напечатана в качестве подстрочного примечания В. П. Ленина к статье В. В. Воровского Плоды демагогии в № И газеты Вперед от 23 ( 10) марта 1905 года. Материалы к истории марксистской программы партии помещены в 6-ом томе пятого издания Сочинений В.  [9]

В 1913 - 1914 годах, в связи с подъемом национально-освободительных движений, с одной стороны, и усилением великодержавного шовинизма и местного национализма, с другой, снова имела место дискуссия по национальному вопросу. Меньшевики-ликвидаторы, бундовцы, украинские оппортунисты выступили против марксистской программы по национальному вопросу, против требования права наций на самоопределение вплоть до отделения, противопоставляя ему националистическое требование культурно-национальной автономии.  [10]

Отстаивая равноправие наций и языков, право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, она учитывает первую тенденцию. Отстаивая великий принцип пролетарского интернационализма и непримиримой борьбы против заражения пролетариата буржуазным национализмом, марксистская программа учитывает вторую тенденцию в развитии национального вопроса.  [11]

Параграф девятый программы российских марксистов, говорящий о праве наций на самоопределение, вызвал в последнее время ( как мы уже указывали в Просвещении) целый поход оппортунистов. И русский ликвидатор Семковский в петербургской ликвидаторской газете, и бундовец Либман, и украинский национал-социал Юркевич - в своих органах обрушились на этот параграф, третируя его с видом величайшего пренебрежения. Нет сомнения, что это нашествие двунадесяти языков оппортунизма на нашу марксистскую программу стоит в тесной связи с современными националистическими шатаниями вообще. Поэтому подробный разбор поднятого вопроса представляется нам своевременным. Заметим только, что ни единого самостоятельного довода ни один из названных оппортунистов не привел: все они повторяют лишь сказанное Розой Люксембург в ее длинной польской статье 1908 - 1909 года: Национальный вопрос и автономия.  [12]

Среди произведений, входящих в том, особое место принадлежит статье О праве наций на самоопределение - одной из программных работ коммунистической партии. В этой статье Ленин прежде всего дает ответ на вопрос: что следует понимать под самоопределением наций. Он поясняет, что с историко-экономиче-ской точки зрения самоопределение наций в марксистской программе означает политическое самоопределение, право на государственную самостоятельность, образование национального государства.  [13]

В 1974 г. создана Сенегальская демократическая партия, выступающая с буржуазно-националистических позиций. В сложных условиях действует Партия независимости и труда Сенегала ( до легализации в июле 1981 г. - Африканская партия независимости Сенегала), имеющая марксистскую программу.  [14]

И это потому, что для осуществления социализма, кроме всего этого, необходимо еще классовое сознание, сплочение пролетариата и умение руководить своим собственным делом. Политическая же свобода обеспечена не везде одинаково. Наилучшим образом и наиболее полно политическая свобода обеспечена в демократической республике, разумеется, поскольку она вообще может быть обеспечена при капитализме. Поэтому все сторонники пролетарского социализма обязательно добиваются введения демократической республики как наилучшего моста к социализму. Вот почему марксистская программа в современных условиях делится на две части: программу-максимум, ставящую целью социализм, и программу-минимум, имеющую целью проложить путь к социализму через демократическую республику.  [15]



Страницы:      1    2