Cтраница 2
Маркс прежде всего отметает прочь ту путаницу, которая Готской программой вносится в вопрос о соотношении государства и общества. [16]
К вопросу о государстве относится также весьма существенное место Критики Готской программы, посвященное экономическому анализу будущего общества. [17]
Между капиталистическим и коммунистическим обществом - писал Маркс в Критике Готской программы - лежит период революционного превращения первого во второе. На диктатуре пролетариата следует, прежде всего, остановиться с точки зрения определения государственной организации как всеобщей классовой организации господства, обеспечивающей процесс хозяйственной эксплуатации. Ясно, что она под это определение не подходит. Но именно потому, что экономическое развитие в переходный период есть не что иное, как исчезновение до конца остатков прежних хозяйственных формаций и укладов, следовательно, исчезновение остатков эксплуатации и материальных отправных точек ее возникновения - именно поэтому диктатура пролетариата несет в себе зародыш своей собственной ликвидации; ее развитие влечет за собой ее отмирание. [18]
Учение Маркса и Энгельса о государстве переходного периода было обстоятельно сформулировано в Критике Готской программы ( см. К. [19]
Эрфуртская программа германской социал-демократии была принята в октябре 1891 г. на съезде в Эрфурте взамен Готской программы 1876 г. Ошибки Эрфуртской программы были подвергнуты критике Энгельсом в работе К критике проекта социал-демократической программы 1891 г. ( см. К. [20]
Том открывает работа Маркса Замечания к программе Германской рабочей партии, известная иод названием Критика Готской программы. Непосредственным поводом к написанию этого произведения, как и примыкающего к нему письма Энгельса Бебелю от 18 - 28 марта 1875 г. ( см. настоящий том, с. Однако работа Маркса вышла далеко за рамки чисто критических замечаний. [21]
Эрфуртская программа - программа Социал-демократической партии Германии, принятая в октябре 1891 г. на съезде в Эрфурте вместо Готской программы 1875 года. Эрфуртская программа была шагом вперед по сравнению с Готской, в ее теоретической части имелись революционные положения ( требование замены капиталистического общества социалистическим, необходимость политической борьбы и др.), но она не была последовательно марксистской: в ней не только ничего не говорилось о диктатуре пролетариата, но не было даже требования демократической республики. Эрфуртская программа просуществовала до 1921 г. и служила образцом для социал-демократических партий II Интернационала. [22]
Подробная критика лассальянского лозунга о полном, пли неурезанном, трудовом доходе содержится в I разделе работы Маркса Критика Готской программы ( см. К. [23]
Подробная критика лассальянского лозунга о полном, или неурезанном, трудовом доходе содержится в I разделе работы Маркса Критика Готской программы ( см. К. [24]
Эрфуртская программа - программа Социал-демократической партии Германии, принятая в октябре 1891 г. на съеадо и г. Эрфурте вместо Готской программы 1875 года. Эрфуртская программа была тагом вперед но сравнению с Готской, ео теоретическая часть содержала ряд правильных революционных положении ( требование замены капиталистического общества социалистическим, необходимость политической борьбы и др.), но не являлась последовательно марксистской. [25]
Подробная критика лассальянского лозунга о полном, или неурезанном, трудовом доходе содержится в I разделе работы Маркса Критика Готской программы ( см.: Маркс К. [26]
В связи с предстоящим обсуждением на партийном съезде проекта программы германской социал-демократии Энгельс публикует в Neue Zeit работу Маркса Критика Готской программы, считая, что распространение этого важнейшего программного документа марксизма поможет партии выработать программу, свободную от оппортунистических ошибок, и преодолеть оппортунистические шатания некоторых руководителей германской социал-демократии. [27]
Наоборот, в такой стране, где буржуазно-демократическая революция осталась незаконченной, где царил и царит обшитый парламентскими формами военный деспотизм ( выражение Маркса в его Критике Готской программы) 137, где пролетариат давно уже втянут в политику и ведет социал-демократическую политику, - в такой стране Маркс и Энгельс всего больше боялись парламентского опошления, филистерского принижения задач и размаха рабочего движения. [28]
Программа, принятая на съезде Социал-демократической партии Германии, происходившем с 14 по 21 октября 1891 г. в Эрфурте, явилась большим шагом вперед по сравнению с Готской программой; из партийной программы были устранены реформистские догмы, более четко формулировались политические и экономические требовании. В программе давалось научное обоснование неизбежности гибели капиталистического строя и замены его социалистическим, ясно указывалось, что для социалистического переустройства общества пролетариат должен завоевать политическую власть. [29]
В библиотеке Союза борьбы была обширно представлена марксистская литература, которая распространялась среди рабочих: Манифест Коммунистической партии, Капитал, Наемный труд и капитал, Речь о свободе торговли, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Критика Готской программы, Гражданская война во Франции, Происхождение семьи, частной собственности и государства, Социализм в Германии и другие произведения Маркса и Энгельса. [30]