Государственное экономическое программирование - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
В развитом обществе "слуга народа" семантически равен "властелину народа". Законы Мерфи (еще...)

Государственное экономическое программирование

Cтраница 1


Государственное экономическое программирование - высшая форма государственного регулирования экономики, задача которого состоит в комплексном использовании в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.  [1]

Высшей формой государственного регулирования капиталистической экономики является государственное экономическое программирование, которое во все большей степени получает распространение.  [2]

На государственные программирующие органы постоянно оказывается разностороннее давление, отражающее противоречивые интересы монополистических групп. Ограниченность государственного экономического программирования проявляется и в его внутренней противоречивости, например в противоречивости чрезвычайных и среднесрочных, конъюнктурных и структурных, региональных и отраслевых структурных программ. В результате государственное экономическое программирование, оказывая определенное воздействие на темпы роста и структуру экономики, смягчая некоторые противоречия капиталистического способа производства, не может преодолеть основные противоречия и избавить капитализм от его пороков. Прогрессивные силы во глазе с коммунистическими партиями в капиталистических странах выступают за демократизацию государственного экономического программирования, за превращение его из орудия интересов финансового капитала в средство решения социально-экономических проблем в интересах трудящихся.  [3]

Однако в условиях частной собственности эти попытки могут иметь лишь частичный успех. Несмотря на возрастание экономической роли буржуазного государства и развитие государственного экономического программирования, кардинальные противоречия капиталистической системы производственных отношений не устранены.  [4]

Эти организации не являются обычными таможенными союзами, которые создавались и раньше. Наряду с ликвидацией таможенных пошлин в торговле между государствами - участниками Общего рынка унифицируется налоговая политика, вводится регулирование сельскохозяйственного производства, создаются условия для свободного перемещения капиталов и рабочей силы, координируются государственное экономическое программирование, внешняя политика в отношении третьих стран. Руководство интеграционными процессами осуществляют совместные экономические межгосударственные органы. На более позднем этапе деятельности этого международного государственно-монополистического объединения имеется стремление к достижению отдельных форм политической интеграции.  [5]

На государственные программирующие органы постоянно оказывается разностороннее давление, отражающее противоречивые интересы монополистических групп. Ограниченность государственного экономического программирования проявляется и в его внутренней противоречивости, например в противоречивости чрезвычайных и среднесрочных, конъюнктурных и структурных, региональных и отраслевых структурных программ. В результате государственное экономическое программирование, оказывая определенное воздействие на темпы роста и структуру экономики, смягчая некоторые противоречия капиталистического способа производства, не может преодолеть основные противоречия и избавить капитализм от его пороков. Прогрессивные силы во глазе с коммунистическими партиями в капиталистических странах выступают за демократизацию государственного экономического программирования, за превращение его из орудия интересов финансового капитала в средство решения социально-экономических проблем в интересах трудящихся.  [6]

В отличие от других видов регулирования оно пытается связать в единую систему на длительный срок объекты, субъекты, цели и средства государственной экономической политики. Объектом государственного экономического программирования может быть отрасль, район или какая-нибудь проблема в общенациональном масштабе. Исторически программирование развивалось от отдельных отраслевых и региональных программ к общенациональным.  [7]

На государственные программирующие органы постоянно оказывается разностороннее давление, отражающее противоречивые интересы монополистических групп. Ограниченность государственного экономического программирования проявляется и в его внутренней противоречивости, например в противоречивости чрезвычайных и среднесрочных, конъюнктурных и структурных, региональных и отраслевых структурных программ. В результате государственное экономическое программирование, оказывая определенное воздействие на темпы роста и структуру экономики, смягчая некоторые противоречия капиталистического способа производства, не может преодолеть основные противоречия и избавить капитализм от его пороков. Прогрессивные силы во глазе с коммунистическими партиями в капиталистических странах выступают за демократизацию государственного экономического программирования, за превращение его из орудия интересов финансового капитала в средство решения социально-экономических проблем в интересах трудящихся.  [8]

Со второй половины 50 - х годов получила развитие новая, государственно-монополистическая форма объединения капиталистических стран - империалистическая интеграция. Наиболее полно тенденция к такому объединению проявилась в создании в 1957 г. Европейского экономического сообщества ( Общего рынка) шестью западноевропейскими странами - Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Голландией и. Наряду с ликвидацией таможенных пошлин в торговле между государствами - участниками Общего рынка унифицируется налоговая политика, вводится регулирование сельскохозяйственного производства, создаются условия для свободного перемещения капиталов и рабочей силы, координируются государственное экономическое программирование, внешняя политика в отношении третьих стран.  [9]

Наибольшую роль играет конъюнктурное ( антициклическое) и структурное ( отраслевое и региональное) программирование. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Чрезвычайные разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса или резко обострившейся инфляции; они ограничены во времени. В последние годы в некоторых капиталистических странах составляются долгосрочные программы на период более пяти лет. Субъектами программирования выступают государственные учреждения, которые ответственны за составление программ, непосредственно руководят их выполнение и осуществляют контроль. Программы разрабатываются специальным государственным органом ( например, комиссариатом по планированию во Франции), а там, где его нет, министерствами экономики и финансов. К разработке программ широко привлекаются представители союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, центрального банка; создаются также различные комиссии и советы из ведущих специалистов и крупнейших монополистов. Коренной причиной развития государственного экономического программирования явились глубокие качественные изменения в производительных силах, вызвавшие обострение всех противоречий капитализма.  [10]

Бюджетные средства - это налоги, санкционированное государством ускоренное амортизационное списание основного капитала, предоставление государственных кредитов, субсидий и поручительств. Используя эти средства, государство увеличивает или уменьшает финансовые стимулы для частных капиталовложений, научных исследований, экспорта товаров и капиталов. Посредством аккумуляции в бюджете средств регулирующие органы активно воздействуют на спрос при помощи государственных капиталовложений, а также государственных закупок и подрядов. Особую роль при этом играют военные закупки и подряды на строительство. Государственные капиталовложения производятся, как правило, в тех отраслях хозяйства, где частный капитал не проявляет достаточной инициативы. Государственные закупки и подряды благодаря завышенным ценам способствуют обогащению монополий и влияют на хозяйственную структуру. Уродливое воздействие на экономику капиталистических стран оказывают военные заказы государства. Они ведут к ограблению военно-промышленными монополиями широких масс налогоплательщиков, отвлечению от производительных целей массы капитала и труда, возникновению и развитию военно-промышленного комплекса. Наиболее обобщающим инструментом государственно-монополистического регулирования экономики является государственное экономическое программирование при капитализме.  [11]

В ходе империалистического развития мощь и влияние монополий усиливаются. Если первоначально монополии утверждались в тяжелой промышленности, то впоследствии они подчинили своему контролю практически все отрасли хозяйства. Для них характерна высокая степень обобществления капиталистического производства. Современная крупная монополия характеризуется многоотраслевой структурой организации, состоит из множества предприятий и отделений. Это сложный организм, который подчинен задачам рациональной организации производства. Но монополия, основанная на частной собственности на средства производства, является частью капиталистической стихийной системы хозяйства. Это противоречие между организацией производства внутри монополии и стихийным, бесплановым характером капиталистического хозяйства в целом является одним из противоречий капитализма. По мере развития монополий оно углубляется и ведет к возникновению систем государственного регулирования капиталистической экономики и государственного экономического программирования при капитализме.  [12]



Страницы:      1