Нравственный прогресс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Жизнь, конечно, не удалась, а в остальном все нормально. Законы Мерфи (еще...)

Нравственный прогресс

Cтраница 1


Нравственный прогресс обусловлен общесоциальным прогрессом, и поэтому строои / гельство коммунизма, установление коммунистических общественных отношений имеет и будет иметь большие нравственные последствия. Это является причиной нравственных ожиданий, существующих в сознании масс в связи с идеей коммунизма. Абсолютизация этих ожиданий, отрыв их от общественных отношений приводит к ошибочному отождествле-нравственного идеала с коммунизмом.  [1]

Согласно концепции Тейяра, социальный и нравственный прогресс в мире выражается в интеграции всех элементов мира в едином целом. Применительно к человеческому обществу это должно означать всеобщую тотализацию и социализацию. Будущее должно выражаться в образовании древа духа, которое вырастает из соединения разнообразных и пока еще взаимоисключающих течений: христианства, буржуазной демократии, восточной мистики, коммунизма и фашизма.  [2]

Социальные революции включают в себя также преобразования культуры, нравственный прогресс, идеологическую и психологическую перестройку общества.  [3]

Центральный Комитет заверяет советских людей, что будет во всем опираться на мнение народа, следовать курсом преобразований, способствовать интеллектуальному и нравственному прогрессу, развитию и взаимообогащению культур, создавать все условия для формирования и защиты личности, отстаивать приоритет общечеловеческих ценностей.  [4]

Перестройка - это преодоление исторически ограниченных, изживших себя черт общественной организации, придание социализму самых современных форм, соответствующих условиям и потребностям научно-технической революции, интеллектуального и нравственного прогресса советского общества. В силу этого перестройка носит революционный характер, выступает как комплекс глубоких преобразований и радикальных реформ, представляет собой определенный исторический этап в развитии советского общества. В экономической сфере основной целью перестройки является выход на самые передовые рубежи по эффективности производства, качеству продукции, производительности труда на основе полного раскрытия всех возможностей социалистических экономических отношений, ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве страны, активизации человеческого фактора. Стратегический курс партии состоит здесь в том, чтобы обогащать формы социалистической собственности, расширять самостоятельность предприятий и объединений, осуществлять радикальную экономическую реформу.  [5]

Проблеме компьютеризации капиталистического мира посвящена и новая книга известного американского философа и социолога Эявина Тоффлера, чье предыдущее публицистическое исследование Шок будущего было обращено к проблемам современной технологической цивилизации, где нравственный прогресс безнадежно отстает от прогресса научно-технического, утверждающего царство стандарта и функциональных отношений в обществе. В новой своей книге Третья волна Тоффлер развивает ту же тему: Жить в ускоренном темпе означает испытывать на себе действие непрекращающихся перемен.  [6]

Сейчас социальная практика выявляет новое направление нравственного прогресса: повышение среди предписаний морали значения идеала, содержащего предвидение развития общества и челове са.  [7]

В тех условиях, когда благодаря такому отождествлению оказывалось, что прогресс Разума, толкуемого фактически как познание, включал в себя также и поступательное развитие нравственности, Кондорсе как бы забывал о возможном расхождении ( не говоря уже об антиномии) познавательного прогресса и нравственного. А уж о том, что познавательный прогресс может преступить границы нравственного прогресса ( и уже тем самым блокировать Прогресс с большой буквы, если не подорвать его вообще), и вовсе не могло быть речи.  [8]

Это не значит, впрочем, что сократовское решение вопроса не подвергалось сомнению. Так, уже в Новое время, в XVIII веке, Ж. Ж. Руссо выступает с утверждением о том, что развитие науки ни в коей мере не способствует нравственному прогрессу человечества.  [9]

Новая моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность. Тем самым впервые была создана предпосылка, на основе которой из моногамии - внутри нее, наряду с ней и вопреки ей, смотря по обстоятельствам - мог развиться величайший нравственный прогресс, которым мы ей обязаны: современная индивидуальная половая любовь, которая была неизвестна всему прежнему миру.  [10]

Соловьев вновь подтверждает свою приверженность идее согласного действия перв о-святителя, царя и пророка как личных носителей верховных жизненных начал, видя в этом условие единства, полноты и правильного хода общего нравственного прогресса. Однако общий контекст этого произведения значительно отличается от Русской идеи с ее односторонней критикой Русской Православной церкви, давшей повод ( наряду с приписыванием непогрешимости первосвященнику) говорить о том, что Соловьев отождествлял первосвященника с главой католической церкви. В Оправдании Добра философ рассматривает все христианские церкви как исторические образы Добра, стремясь быть объективным в характеристике их достоинств и ограниченностей.  [11]

Развитие общественных, гуманитарных наук рождает большое количество мировоззренческих проблем. Они неразрывно связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблема добра и зла, проблема социальной справедливости и др. Потребности эстетического, художественного освоения мира также дают много проблем; центральной из них выступает проблема прекрасного.  [12]

Научно доказано ( да это каждый и сам может наблюдать в повседневной жизни), что даже глубокие и обширные незнания не гарантируют честности, доброты и прочих нравственных достоинств. Все эти знания не более как внешние атрибуты нравственности, а глубинная ее суть заключается в способности к духовной отдаче и к сопереживанию, в понимании своих обязанностей по отношению к другим, и в первую очередь к членам своего коллектива. Никто, разумеется, не может оспаривать значимость интеллектуальных потребностей руководителя, однако само по себе их удовлетворение вовсе не исчерпывает всего того, что необходимо для его подлинно нравственного прогресса.  [13]

Однако основная антиномия соловьевского нравственно-философского построения возникает даже не там, где идет война между сверхличными титаническими силами ( класс, нация, государство), в которой личность не находит своего места, а там, где возникает проблема нравственной гармонии - общечеловеческой солидарности. А она имеет тот смысл, что различные человеческие единицы и группы поставлены по природе в необходимость такого взаимодействия, при котором их частные потребности и деятельности уравновешиваются в результатах общего значения, ведущих к относительному совершенствованию целого [ 2, с. Однако после того как в срединный момент истории в явлении Христа Добро открылось в своей безусловности и полноте, в своем Всеединстве, положение вещей коренным образом изменилось. По словам Соловьева, такая нравственная организация человеческой жизни, имеющая своей задачей осуществление безусловных норм добра, или деятельного ( практического) совершенства, и определяться должна соответствующим образом - как совершенствование [ 2, с. То есть как нравственный прогресс.  [14]

Здесь просматривается аналогия с возмужанием отдельного человека. Их можно, как полагает просветитель, обнаружить и у всего человеческого рода. По мысли философа, три этапа нравственного прогресса легко отыскать, если обратиться к истории. Они в общем соотносятся с чередованием религий. Исторические эпохи, сменяя друг друга, развертывают вместе с тем картину человеческого восхождения.  [15]



Страницы:      1    2