Cтраница 4
Характеристика работы катализатора в начале и конце цикла. [46] |
На установках, предназначенных для производства ароматических углеводородов, в качестве сырья используются концентрированные узкие бензиновые фракции: 60 - 85 С - для производства бензола, 85 - 105 С - для производства толуола и 105 - 140 С - для производства ксилолов. [47]
Резкое увеличение мощностей, по производству толуола, с одной стороны, и сокращение его использования в качестве добавок к моторному топливу, с другой, вызвали существенное изменение конъюнктуры на мировом рынке, производство толуола превысило потребность в нем. [48]
Потребление ксилолов в США ( в %. [49] |
В настоящее время промышленными источниками толуола, как и других арома - тичеоких углеводородов, являются продукты переработки угля и нефти. Производство толуола из смолы и газов коксовых печей аналогично получению бензола. [50]
Изучение факторов, влияющих на скорость реакций, приобретает все большее значение по мере продолжающегося развития химической промышленности. Современный метод производства толуола, применяемого для изготовления взрывчатого вещества - тринитротолуола - и для других целей, может в этом отношении служить примером. Соединение метилцик-логексан С7Н14 в больших количествах присутствует в нефти. При высокой температуре и низком давлении это вещество распадается на толуол C7HS и водород. Эта реакция, однако, протекает крайне медленно, и ее промышленное использование не могло быть осуществлено до того, как было установлено, что определенная смесь окислов увеличивает скорость реакции настолько, что она приобретает практическое значение. В ходе предшествующего изложения уже было приведено множество примеров катализа ( процесса ускорения реакции, достигаемого при помощи катализатора), а в последующих главах будут приведены еще и другие. [51]
В настоящее время в США имеется значительное перепроизводство толуола. Мощности по производству толуола на нефтеперерабатывающих заводах достигают 1000 тыс. т / год; кроме того, более 160 тыс. т / год вырабатывается другими отраслями. Производство авиационного бензина является крупным потребителем толуола; типичный состав авиационного бензина сорта 115 / 145 предусматривает введение 5 - 10 % толуола. Проблема сбыта толуола дополнительно осложняется тем, что в ВВС США поршневой двигатель в значительной степени вытеснен реактивным и потребление авиационного бензина резко сократилось. В 1958 г. для производства авиационного бензина было израсходовано всего около 185 тыс. т толуола. [52]
Предпринятые позднее детальные исследования механизма и течения этой реакции [11] позволили разработать новый метод получения фенолов из бензойной кислоты и ее производных; этот метод особенно ценен для промышленного синтеза фенола, поскольку исходным продуктом здесь служит толуол, окисляемый в бензойную кислоту. Избыточные мощности по производству нефтехимического толуола имеются в ряде стран. [53]
В качестве компонентов автомобильных бензинов используются не только бензины риформинга, но и их фракции. Например, при производстве толуола из бензина риформинга выделяется соответствующая фракция, а головные и хвостовые фракции используются в качестве компонентов автомобильных бензинов. [54]