Инновационное производство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Когда-то я был молод и красив, теперь - только красив. Законы Мерфи (еще...)

Инновационное производство

Cтраница 1


Инновационное производство предстает как единство материальной ( осязаемой) и анропоцентрической ( неосязаемой) систем производства. Как только инвестиции в исследования и разработки превысили инвестиции в основные фонды, компания превращается в структуру, в которой не только что-то производят, но и думают. Особенность интеллектуальной экономики в том, что ее главный ресурс - знания, информация, в отличие от всех прочих ресурсов не характеризуются ни конечностью, ни истощаемостью, ни потребляемостью в традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к столь доступному ресурсу, выступают специфические качества самого человека - наличие или отсутствие способности к интеллектуальной активности как форме накопления, переработки и генерации новых знаний. Ведущими характеристиками выступают мотивированность работника, инициативность, умение доводить начатое до конца, контроль над собой и ситуацией в кризисные моменты.  [1]

Процесс инновационного производства может быть разделен на два периода: краткосрочный ( короткий) период и долгосрочный ( длинный) период. Краткосрочным периодом называется такой временной промежуток, в течение которого предприятие не в состоянии изменить объем всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Например, крупный завод может быстро заменить одних рабочих другими, но-не в состоянии в течение этого же времени заменить один станок другим, более современным. Поэтому чаще всего в качестве постоянного ресурса рассматриваются производственные мощности. Долговременным периодом называется такой временной промежуток, в течение которого инновационное предприятие может изменить объемы всех используемых ресурсов, независимо от того, труд это или капитал. Таким образом, в краткосрочном периоде одна часть ресурсов является переменной, другая часть постоянной, в долгосрочном все ресурсы являются переменными. Неизменяющийся фактор называется постоянным, изменяющийся фактор носит название переменного.  [2]

3 Структура и взаимосвязи инновационного производства. [3]

Комплексная трактовка структуры инновационного производства означает, во-первых, что наряду с осязаемым движением вещественных факторов производства, в нем осуществляется еше одно, неосязаемое движение - движение информации и знаний; во-вторых, что интеллектуальная активность человека приобретает в процессе производства функциональное назначение и выступает своего рода неосязаемым средством труда, генерирующим знание.  [4]

Из данного определения следует, что инновационное производство - это не вид, не новая сфера производства, а характер производственной деятельности, при котором центральная роль в производственном процессе смещается с механического использования информации к интеллектуальному, творческому.  [5]

Приведенные показатели называются характеристиками технической результативности инновационного производства.  [6]

Перечислим основные термины, используемые в теории инновационного производства: суммарный продукт ТР ( объем выпуска - Q) ( total product) - общий объем произведенных фирмой товаров и услуг за некоторый промежуток времени.  [7]

8 Структура и взаимосвязи инновационного производства. [8]

Основным связующим звеном между антропоцентрической и вещественной системами инновационного производства выступает интеллектуальная активность, которая, с одной стороны, выступает основой антропоцентрического производства, а с другой стороны, является основной характеристикой трудового потенциала субъективного фактора материального производства.  [9]

По нашему мнению, человеческий капитал как функциональная составляющая инновационного производства - это знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступающей формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной ренты и различного рода преимуществ перед конкурентами. Из определения следует, что интеллектуальная активность является тем компонентом, который отличает способности к творческому труду от способностей к исполнительскому труду, человеческий капитал от простой рабочей силы, определяет условия и природу процесса капитализации способностей к труду.  [10]

Как мы убедились, интеллектуальная активность становится в условиях информационной экономики таким же экономическим феноменом, каким в прошлые эпохи были средний уровень искусства рабочего, его образовательный уровень. Поэтому именно наличие или отсутствие данного качества, особенности его проявления на воспроизводственном уровне и в процессе труда должны лежать в основе разграничения категориальных понятий способностей к исполнительскому и творческому труду, материального и инновационного производства.  [11]

Государственное регулирование малого предпринимательства базируется на реализации определенных принципов: 1) протекционизм; 2) дифференцированность поддержки: на федеральном уровне следует поддерживать не любой малый бизнес, а лишь действительных субъектов его и не просто последних, а лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ; 3) мотивационная направленность: в России нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций именно в сферу малого предпринимательства, осуществляющего инновационное производство, государственная поддержка должна носить селективно-стимулирующий характер; 4) гарантированность и ответственность. Государственная поддержка осуществляется на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектом малого предпринимательства с взаимной ответственностью. Системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства обусловливает использование элементов ( подсистем) системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства: 1) правовое обеспечение, 2) финансовая поддержка, 3) информационное обеспечение, 4) инфраструктурное обеспечение, 5) технико-технологическая поддержка, 6) подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров, специалистов и работников сферы малого предпринимательства, 7) содействие внешнеэкономической деятельности ее субъектов. Эту систему необходимо структурировать и по вертикали. Применительно к России выделяются три уровня: федеральная подсистема, подсистемы региональные ( субъектов РФ) и местного самоуправления.  [12]

Государственное регулирование малого предпринимательства базируется на реализации определенных принципов: 1) протекционизм; 2) дифференцированность поддержки: на федеральном уровне следует поддерживать не любой малый бизнес, а лишь действительных субъектов его и не просто последних, а лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ; 3) мотивационная направленность: в России нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций именно в сферу малого предпринимательства, осуществляющего инновационное производство, государственная поддержка должна носить селективно-стимулирующий характер; 4) гарантированность и ответственность. Государственная поддержка осуществляется на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектом малого предпринимательства с взаимной ответственностью. Системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства обусловливает использование элементов ( подсистем) системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства: 1) правовое обеспечение, 2) финансовая поддержка, 3) информационное обеспечение, 4) инфраструктурное обеспечение, 5) технико-технологическая поддержка, 6) подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров, специалистов и работников сферы малого предпринимательства, 7) содействие внешнеэкономической деятельности ее субъектов. Эту систему необходимо структурировать и по вертикали. Применительно к России выделяются три уровня: федеральная подсистема, подсистемы региональные ( субъектов РФ) и местного самоуправления.  [13]



Страницы:      1