Пролегомены - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Ничто не хорошо настолько, чтобы где-то не нашелся кто-то, кто это ненавидит. Законы Мерфи (еще...)

Пролегомены

Cтраница 1


Пролегомены к истории понятая времени.  [1]

Таковы пролегомены; формальной теории пока представить невозможно. Но несколько замечаний о стохастических играх, которые нам довелось изучать, могут представить определенный интерес. Мы рассмотрим три отдельные группы.  [2]

Либеральная идея и Россия ( Пролегомены к концепции современного российского либерализма) / Иное: Хрестоматия нового российского самосознания ( сост.  [3]

Либеральная идея и Россия ( Пролегомены к концепции современного российского либерализма) / Иное.  [4]

Основные работы: Prolegomena to an Idealistic Theory of Knowledge, 1924 ( Пролегомены к идеалистичеекой теории по-знапип); The Philosophy of David Hume, 1941 ( философия Давида Юма) и другие.  [5]

Глоссематика была задумана как своеобразная абстрактная теория Я. Ельмслев, Пролегомены к теории Я. Новое и лингвистике, вып. Эта установка восходит к идеям универсальной рацион, грамматики и семантики 17 - 18 вв. Лейбниц, Hop-Рояль) и тесно связана с аналогичными устремлениями в философии Я.  [6]

Но славу Ибн Халдуну принесло не столько само это произведение, сколько введение к нему, представляющее по существу вполне самостоятельную работу. По-арабски этот труд называется Мукаддима, что передается как Введение или Пролегомены. Написан он в основном в 1375 - 1379 гг. На русский язык Введение никогда не переводилось. Фрагменты из него опубликованы в книге Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. Именно в Мукаддиме Ибн Халдун изложил свои взгляды на человеческое общество и его историю.  [7]

Мы видели, что Мах в 1872 году и Авенариус в 1876 г. стоят на чисто идеалистической точке зрения; для них мир есть наше ощущение. В 1883 году вышла Механика Маха, и в предисловии к первому изданию Мах ссылается как раз на Пролегомены Авенариуса, приветствуя чрезвычайно близкие ( sehr verwandte) к его философии мысли. Вот рассуждение в этой Механике об элементах: Все естествознание может лишь изображать ( nachbilden und vorbilden) комплексы тех элементов, которые мы называем обыкновенно ощущениями. Речь идет о связи этих элементов. Связь между А ( тепло) и В ( огонь) принадлежит к физике, связь между А и N ( нервы) принадлежит физиологии. Ни та, ни другая связь не существует в отдельности, обе существуют вместе. Лишь на время можем мы отвлекаться от той или от другой. Даже, по-видимому, чисто механические процессы являются, таким образом, исегда и физиологическими ( S.  [8]

Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних вещей мы никогда не бываем в состоянии открыть... Мы находим только, что одно явление действительно, фактически, следует за другим ( Исследование человеческого разума, СПБ, 1902, с. Рассудок не почерпает свои законы ( a priori) из природы, а предписывает их ей ( Пролегомены.  [9]

Святой Фома сконструировал город Бога, а Томас Мор построил идеальный город, свою Утопию, для которого он начертил даже план, что позволяет назвать его предком всех утопистов и урбанистов современности. Особое место принадлежит Ибн Хальдуну, чьи Пролегомены заслуживают быть прочтенными социологами.  [10]

Уже представители древнейшего периода развития античной мысли - Солон, Парменид, Гераклит и другие - предложили много социологических обобщений. Работы Страбона, Цицерона, Лукреция столь же плодотворны в социологическом, как и в философском отношении. Большую ценность представляет написанный в XIV веке арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном Исторический пролегомен, где дана своего рода энциклопедия социальной жизни арабского мира.  [11]

В новых условиях Великая идея трансформируется в идею греко-христианской культуры, цель к-рой не территориальное, а духовное господство Греции над зап. Эта идея нашла тео-ретико-фнлос. Теодоракопулос стремится примирить объективный идеализм Платона с субъективно-идеалнстич. Объектом философии Теодоракопулос считает субъективный мир мыслимых сущностей, к-рые единственно обладают действительным существованием ( см. Теория логоса, 1928, с. Теодоракопулос утверждает, что от фундамента до вершины, от экономики и техники и до религии, дух двигает культуру ( Система филос. В последующих работах ( Христианство п наша эпоха, 1953; Пролегомены к метафизике, 195 ( 1, п др.) Канеллонулос отстаивает сппрптуадн-стич. Гносеология Канта как введение в пдео-кратню, 1934; Обществ, философия древних греков, 1938; Греч, путь, 1950; Опыт эстетики и просвещения, 1900, и др.) пытается доказать, что целью теоре-тпч.  [12]

Мощное развитие исламской мысли, глубоко встревоженной всемирно-ист, коллизиями нач. Ислам содрогается в родовых муках. Нарождается нечто невиданное, но, несомненно, исполненное добра и справедливости. Безотносительно к конкретным именам и биографиям, в мусульм. Башкортостана пустила глубокие корни идея двойной детерминации причинно-следственных связей в мире - божественного предопределения и природной причинности, над-природного промысла и свободы воли человека. Она оказалась чрезвычайно продуктивной и была взята на вооружение практически всеми интеллектуалами края, прежде всего, просветителями. Просветит, философия полностью уходит от обсуждения теологич. Определяются и находят свое выражение ист. Верифицированные афоризмы, трактаты, пролегомены к этике, социологии и политике, эстетике и поэтике и др. излагают Бабич ( Китабеннас), Габитов, Гафури ( Завещание 1906 года году 1907-му), Якшигулов. Бурангулова - образ мышления, соотнесенный с эстетикой и поэтич. Эпоха трех рев-ций в России накладывает глубокий отпечаток на содержание и способ мышления баш.  [13]

Маркс осуществил социологическое исследование капитализма и показал, как нужно проводить подобного рода исследования с позиций исторического материализма. Классики марксизма выступали за такую предметную определенность общей науки об обществе, когда ее предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связаны с родовой сущностью человека. В этом смысле большое значение для правильного определения предмета общей науки об обществе имеют данные К. Марксом определения общества и природы, его учение о целесообразной деятельности как существенном компоненте человека, об отношении общества и личности, о структуре и движущих силах развития общества, - что вместе давало достаточно оснований для научного определения предмета общей социологии. Поэтому дефиниции общей социологии, данные марксистами, принципиально не различаются: они имеют общую теоретическую основу. Маркса к книге К критике политической экономии, указывал, что эта работа представляет собой пролегомены ко всякой будущей социологии, которую можно было бы назвать наукой.  [14]

Возрождения, а также Бэкона, Декарта, философов-материалистов 17 - 18 вв. Юм выдвинул требование: не распространять догматически употребление разума за область всякого возможного опыта. Догматизм нас ничему не научает, а скептицизм совсем ничего нам не обещает ( Пролегомены, с.  [15]



Страницы:      1