Cтраница 1
Народнохозяйственная пропорциональность; закон пропорционального развития макроэкономики; совокупное предложение; совокупный спрос; макроэкономическое равновесие рынков; макроэкономический регулятор; рыночный механизм саморегулирования; закон рынка; распределение доходов в либеральной рыночной экономике; социальная справедливость; кривая Лоренса; децильный коэффициент; кейнсианство; государственное регулирование экономики; эффективный спрос; перераспределение доходов; государственный заказ; дотации; прогнозирование; народнохозяйственное планирование; мультипликатор инвестиций; личный располагаемый доход; склонность к потреблению; склонность к накоплению; трансфертные платежи; социально ориентированная экономика; социальные фонды. [1]
Между оптимальной народнохозяйственной пропорциональностью и снижением затрат общественного труда на производство продуктов существует тесная взаимосвязь. [2]
Планомерное поддержание народнохозяйственной пропорциональности предполагает прежде всего обеспечение согласованности личных и производственных потребностей. При этом личные потребности непосредственно составляют основу производственных потребностей, удовлетворению которых служат средства производства. Выявление общественных потребностей в продуктах личного и производственного потребления, а также в услугах позволяет социалистическому обществу определять необходимые для их удовлетворения ресурсы, соответствующие размеры производства, его структуру и темпы роста. Тем самым устанавливается необходимое соотношение между структурой общественных потребностей и развитием материального и нематериального производства. [3]
Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропорциональности, определяемой с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов. [4]
Данным условием является соблюдение народнохозяйственной пропорциональности. Это означает: во-первых, равенство объемов суммарных величин спроса, предложения и производства нации и, во-вторых, соответствие друг другу структур этих макроэкономических объектов. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Закон выражает условие существования нормальной народнохозяйственной системы: необходимость постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства. [5]
Его целью является постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональности. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях. [6]
Социалистическое обобществление производства создает возможность и необходимость постоянного и сознательного поддержания обществом народнохозяйственной пропорциональности. [7]
При всей многовариантности смешанного типа хозяйственного механизма вполне очевидно, что повышение эффективности макроэкономики предполагает обеспечение оптимального сочетания рыночных и государственных регуляторов народнохозяйственной пропорциональности. Нордхаус пришли к важному обобщению: Рыночный механизм определяет цены и производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения... Обе стороны - рынок и государство - существенны. [8]
В равной мере и план не тождествен жесткому, бюрократически зацентрализованному административному вмешательству в экономику, а является средством сознательного, опирающегося на объективные законы управления хозяйственными процессами, инструментом поддержания народнохозяйственной пропорциональности, увязки основных параметров структуры производства и структуры потребления. Иными словами, план вовсе не противостоит рынку, не отгораживается от него, а использует его в интересах общества. [9]
Господство социалистической собственности на средства производства объективно обусловливает возможность и необходимость постоянного поддержания обществом народнохозяйственной пропорциональности, прежде всего соответствия структуры совокупной рабочей силы, средств производства и создаваемого общественного продукта структуре развивающихся общественных потребностей. В каждый данный период социалистическое общество учитывает свои личные и производственные потребности, определяет возможную степень их удовлетворения с учетом наличных производственных ресурсов, сознательно и постоянно поддерживает пропорциональность в распределении средств производства и общественного труда между отраслями, регионами, предприятиями. Таким образом осуществляется планомерное распределение совокупного рабочего времени. Научно-технический прогресс, динамично растущие и меняющиеся материальные и культурные потребности членов общества требуют совершенствования, изменения пропорций. [10]
Мировая практика рыночного хозяйствования в масштабе страны подтверждает необходимость постоянного вмешательства государства в хозяйственную жизнь. В той или иной форме фактически признается смешанный тип управления национальным хозяйством, предполагающий соединение двух регуляторов народнохозяйственной пропорциональности - рынка и государства. [11]
Коллективы предприятий ( производственных объединений), исходя из наличных ресурсов и руководствуясь контрольными цифрами центральных плановых органов, разрабатывают проекты пятилетних планов, которые обобщаются в местных органах, ведомствах, отраслевых министерствах и служат основой составления пятилетних планов по отрасли и республике. Затем эти планы представляются в центральный плановый орган, который разрабатывает проект единого плана экономического и социального развития страны. После его утверждения высшими государственными органами до предприятий доводятся основные показатели производственно-финансовой деятельности, соответствующие обеспечению необходимой народнохозяйственной пропорциональности. Составление годовых планов начинается снизу. Производственные объединения ( предприятия) на основе развертывания социалистического соревнования и использования внутренних резервов разрабатывают встречные планы, превышающие задания пятилетнего плана, установленные на соответствующий год. Встречные планы, увязанные с материальными ресурсами, включаются в состав годового плана. [12]