Cтраница 3
Техническое творчество, например, имеет следующие звенья: раскрытие технического противоречия, формулировка технической задачи, выработка технической идеи, создание идеальной модели, материализация идеального образа, отработка и внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее совершенствование. Для характеристики этапов ( или фаз) научного творчества приведем несколько близких друг к другу трактовок. Маккиннон выделяет пять этапов: 1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы; 2) этап сосредоточения усилий, который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называют периодом инкубации; 4) озарение, или инсайт; 5) верификация. [31]
Для совершенствования изобретательской деятельности в постановке изобретательской задачи, в выявлении технических противоречий и выборе технических решений разработана система методов активизации творческого мышления и поиска новых решений, использующая положения психологии творчества и диалектической логики. Эта система оформляется в инструментарий изучения новых объектов-эвристику. [32]
Действительно, в изобретательской практике нередки случаи, когда главное - обнаружить техническое противоречие. Коль скоро оно обнаружено, преодолеть его не представляет труда. [33]
В качестве примера рассмотрим техническую задачу, в кото рой разрешалось одно техническое противоречие с использованием эвристических приемов. Такие машины обладают способностью передвигаться по переувлажненным грунтам, глубоким снегам, то есть в тех условиях, в которых теряют проходимость колесные и гусеничные машины. Однако у таких машин имеется существенный недостаток, который заключается в том, что их долговечность незначительна из-за поломок деталей трансмиссии. Поломка деталей трансмиссии ( редукторов, карданных и передаточных валов) происходит в момент трогания машин. [34]
Существуют специальные правила, позволяющие при анализе задачи шаг за шагом перейти от технического противоречия к физическому. [35]
АРИЗ описывает различные приемы устранения противоречий: формулирование идеального конечного результата, замену технических противоречий физическими, применение системы операторов, содержащих обобщенную информацию о наиболее эффективных способах преодоления противоречий. [36]
Второй, третий и четвертый шаги оперативной стадии и состоят в проверке возможности устранения технического противоречия за счет подобных изменений. [37]
Почти сразу удалось обнаружить, что решение изобретательской задачи оказывается хорошим ( сильным), если оно преодолевает техническое противоречие, содержащееся в поставленной задаче, и, наоборот, плохим ( слабым), если ТП не выявлено или не преодолено. [38]
Алгоритм решения изобретательских задач ( АРИЗ) разработан Г. С. Альт-шуллером как комплекс последовательно выполняемых действий по выявлению, уточнению и преодолению технических противоречий. [39]
Перед группой, собранной в отдельной комнате, оснащенной магнитофоном для записи высказываний, ставится хорошо сформулированная конкретная задача: как преодолеть возникшее техническое противоречие. Важно тщательно подготовить формулировку задачи, чтобы она была полной и лаконичной. Затем члены группы по очереди кратко ( 1 - 3 мин) высказывают любые, в том числе на первый взгляд абсурдные, идеи. Разрешается другим участникам развивать высказанные предложения, но без слов критики или одобрения. На этом работа группы заканчивается. [40]
На стыке этих двух информационных потоков ( потребность - осуществимость) и происходит собственно творческий акт изобретательства, направленный на нахождение пути преодоления так называемого технического противоречия. Поэтому, хотя сам творческий акт в значительной своей части происходит подсознательно, в основе его лежит та информация, которая была накоплена на подготовительном этапе. [41]
Все технические системы развиваются: 1) в направлении увеличения степени идеальности; 2) увеличения степени динамичности; 3) неравномерно - через возникновение и преодоление технических противоречий, причем чем сложнее система, тем неравномернее и противоречивее развитие ее частей; 4) до определенного предела, за которым система включается в надсистему в качестве одной из ее частей; при этом развитие на уровне системы резко замедляется или совсем прекращается, заменяясь развитием на уровне надсистемы. [42]
В исследовании А.Г. Головенко [75], посвященном определению дидактических условий, обеспечивающих эффективное обучение решению творческих задач в процессе профессиональной подготовки инженера, формулируется понятие инженерной творческой задачи как технической проблемы, которую должен решить студент, содержащей в явном или скрытом виде техническое противоречие. Решение такой задачи заключается в выявлении и разрешении заложенного в ней противоречия. [43]
Опишите самостоятельно один случай проявления технического противоречия, известного Вам из практики наблюдений. Понятие технического противоречия является основополагающим в ТРИЗ. Каждая из учебных изобретательских задач, разбираемых и анализируемых на практических занятиях, направлена в первую очередь на отыскание противоречия. Поэтому основная масса студентов справляется с заданием. [44]
Выясняется, что при попытке получить желаемое ( используя для этого уже известные способы), возникает помеха - приходится расплачиваться дополнительным весом или увеличением объема, усложнением эксплуатации или увеличением стоимости машины, уменьшением производительности или недопустимым снижением надежности. Это и есть техническое противоречие, присущее данной задаче. [45]