Cтраница 1
Процесс творческого мышления рассмотрен на опыте современных мыслителей. [1]
В процессе творческого мышления широко используют метод аналогии, который позволяет переносить некоторые свойства одних объектов на другие. Этот метод может быть представлен следующим образом. Основанием для такого вывода является положение о том, что свойства любого материального объекта или явления существуют не изолированно друг от друга, а находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. При этом изменение одного признака или свойства обычно сказывается и на других его признаках и свойствах. [2]
Четвертая глава - Информационная работа как процесс творческого мышления посвящена типологии проблем, решаемых с помощью этого вида мышления, общим принципам умственной деятельности, стадиям процесса творческого мышления, полезным методам работы. [3]
В основу метода АРИЗ положена идея о том, что процесс творческого мышления в принципе не хаотичен, а организован и может четко направляться. [4]
Нас интересует не формальный ход работы при конструировании; мы хотим попытаться рационально сформировать процесс творческого мышления в этом процессе. При этом возникает вопрос, возможна ли вообще рациональная методика конструкторской деятельности. Разделим полезную умственную деятельность на формально-умственную и творчески-умственную. Можно считать, что на формально-умственную деятельность, если она будет следовать определенной методике, способен любой работник умственного труда. Возможно ли создание подобной методики для творчески-умственной деятельности. [5]
Связь управления формированием учебно-познавательных мотивов и учебно-проблемного способа ОПРЗ объясняется тем, что такой способ ОПРЗ детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся, направленный на овладение общими способами решения задач. [6]
Четвертая глава - Информационная работа как процесс творческого мышления посвящена типологии проблем, решаемых с помощью этого вида мышления, общим принципам умственной деятельности, стадиям процесса творческого мышления, полезным методам работы. [7]
Эвристика стремится постичь сущность интеллектуального процесса решения научных проблем, и, в частности, тех операций человеческого мозга, которые чаще всего оказываются полезными в этом процессе творческого мышления. Эвристика строится на основе обобщения результатов наблюдений за тем, как человек решает научные проблемы и задачи, какие общие закономерности наблюдаются при этом в решении любой проблемы незазвисимо от ее конкретного содержания. Эвристика как наука возникла на стыке математики, кибернетики, психологии и философии. [8]
При обсуждении основных принципов проектирования изложены ход процесса проектирования, этапы проектирования и способы обмена информацией. При оценке внешних факторов, влияющих на проектирование, рассмотрены социально-экономические аспекты, окружающая среда и человеческие факторы. Детально описаны процессы творческого мышления, методы анализа и практические вопросы, связанные с регистрацией изобретений и выдачей патентов. [9]
При изучении математики весьма важно, чтобы учащийся понял и хорошо усвоил основные математические понятия, а не составил о них приближенное расплывчатое представление. То что понято и освоено, входит в плоть и кровь, делается естественным и очевидным, а следовательно, и простым в обращении. При изучении математики важно также, чтобы учащийся стремился овладеть процессом творческого мышления, чтобы он освоил сущность идей и понятий, понял их взаимосвязь, а не усвоил лишь их внешнюю окончательную форму, записанную с помощью символов. Часто мнение о трудности изучения математики связано с туманным и нечетким ее изложением на интуитивном уровне. Кажущаяся трудность тех или иных математических методов нередко связана с тем, что эти методы не были своевременно, достаточно хорошо разъяснены учащемуся и потому остались им не понятыми. Полное освещение понятия, как правили, не требует больше времени, чем создание о нем интуитивного описательного представления, нуждающегося в дополнительных пояснениях, и оправдывает себя при применении этого понятия, позволяя его правильно использовать. [10]
Когда же конструктор от внутренней увязки нового изделия переходит к его согласованию с внешними условиями, чертеж становится уже бесполезным, и разработчику приходится опираться в основном на свой опыт и воображение и - в меньшей степени - на расчет и испытания тех параметров, которые считаются наиболее важными для работы изделия. Наилучшее, что мы здесь можем предпринять, это обратиться к описаниям процессов творческого мышления, составленным различными авторами как на основе их собственного опыта, так и по наблюдениям за работой других. Литература по этому вопросу ( ее обзор дает Бродбент [18]) обильна, но почти бесполезна, так как речь в ней идет по большей части о таких актах мыслительной деятельности, которые по предположению должны были бы иметь место, но бесспорные свидетельства существования которых привести не удается. [11]
Эти далеко идущие обобщения в сущности подвержены многим ограничениям. История психологии указывает много примеров, свидетельствующих о полезности попыток систематического объяснения поведения, определяемого системой знаний индивидуума. Длассические работы Макса Вертгаймера, посвященные теории мышления, показывают, каким образом восприятие образует основу процесса мышления ( еще один слой на готовый портрет процесса, основанного на восприятии) и, в частности, как различные схемы представления способствуют реализации процесса творческого мышления. Его концепция примечательна как объяснением роли графических схем в усвоении алгебраических понятий, так и ( аналогично работам Пиаже) привлечением диагностических процедур для выявления системы знаний, обеспечивающей основу для формирования поведения. [12]