Cтраница 1
Процесс образования наций тесно связан с формированием буржуазного общества. Капитализм как система производственных отношений усиливает экономический обмен между районами, приводит к созданию внутреннего рынка, стягивающего воедино все районы страны. [1]
Ведущую роль в процессе образования нации могут играть и господствующие и угнетенные классы в зависимости от исторической ситуации. Причем если буржуазия играет положительную роль лишь в начальный период формирования нации, то трудящиеся классы - на всех этапах ее существования и развития. [2]
На востоке Европы, наоборот, процесс образования наций и ликвидации феодальной раздробленности не совпал по времени с процессом образования централизованных государств. [3]
Их отличительными признаками и сейчас остаются разобщенность экономики, незавершенность процесса образования наций и классов. [4]
Другой аспект взаимосвязи классов и наций означает выявление объективной роли различных классов в процессе образования наций. Роль эта неоднозначна с точки зрения марксизма; следует выделить ведущий класс, или класс-гегемон. Это тот класс, который выступает носителем данного способа производства и составляет основное ядро общности экономической жизни нации. Он вырабатывает политику, которая определяет социальный облик нации, а также ее взаимоотношения с другими народами и нациями. Ведущий класс общества возглавляет борьбу за осуществление исторических задач. [5]
В Эфиопии идет процесс образования единой нации, языком к-рой является амхарсиий язык. [6]
Политический опыт послереволюционной, тоталитарной, олигархической и перестроечной России, как и бывшего Союза ССР, служит лишь эмпирическим подтверждением этого тезиса. Новый подход к пониманию процессов образования наций показывает, что конструирование наций не является исключительным уделом послереволюционного периода, что это общемировой процесс. А это в свою очередь дает новые подходы и стимулы к осмыслению процессов суверенизации, которые должны быть понятны социологически не через абстракцию национальных интересов, а через формирование новых элит и борьбу между ними за перераспределение влияния в политическом пространстве с помощью формирования новой символики. [7]
Генетически процесс образования наций связан с определенными условиями материальной жизни общества и прежде всего с экономическими отношениями. Нация возникает из экономических потребностей. Но хотя нация имеет экономическую основу, она является не экономическим, а социальным феноменом. [8]