Cтраница 1
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах. Целью обучения является получение образования. [1]
Анализ учебного процесса, который смог бы удовлетворить новые требования, должен освободиться от традиционной односторонней привязанности постановки проблем дидактики только к общеобразовательной школе; он должен охватывать весь процесс обучения человека, в аспекте как онтогенеза, так и всех важных в дидактическом плане процессов преподавания и учения. [2]
Возможны два принципиально различных процесса обучения. Первый - это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить, наблюдая поведение отдельных ключевых работников, путем выяснения и бесед с коллегами и руководством и, наконец, путем непосредственного инструктажа со стороны соответствующих лиц. [3]
В то же время в синергетике ведутся работы по математическому моделированию систем с памятью. Эти исследования связаны с моделированием процесса обучения человека. Поскольку необходимым условием обучения является память, то, по всей видимости, математическая модель обучения человека является адекватной математической моделью при описании функционирования интеллектуальных материалов. [4]
В 1964 году американский психолог Манфред Клайнс опубликовал данные, согласно которым с помощью одного только анализа пиков ЭЭГ можно определить цвет предмета, находящегося в центре внимания человека. Английский нейрофизиолог Уильям Грей Уолтер опубликовал данные, свидетельствующие, что процесс обучения человека также сопровождается появлением характерных волн ЭЭГ. Они возникают в то время, когда у испытуемого появляется повод сделать вывод, что ему собираются дать задание, которое заставит его думать или действовать. [5]
Значительное повышение средней эффективности программы в третьих и особенно в четвертых партиях по сравнению с эффективностью во вторых ( антиадаптационный эффект) свидетельствует о том, что процесс обучения человека сопротивлению программе рефлексивного управления не носит последовательно линейного характера накопления и использования знаний о программе. [6]
Внимание обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, которые он воспринимает в ходе той или иной деятельности. Концентрация внимания позволяет человеку быстрее и качественнее выполнять ту или иную работу. С другой стороны, отсутствие должного внимания затрудняет восприятие нового, усложняет процесс обучения человека. Как известно, отсутствие внимания пагубным образом сказывается, например, на выполнении различного рода вычислительных операций: достаточно лишь одной ошибки для того, чтобы в итоге получить неверный результат. [7]
В настоящий период интенсивно изучается интимный механизм отражения, преобразования и проявления информации. Этими вопросами занимаются химики и физики, биологи и медики, психологи и психофизиологи. Все их исследования направлены не только на понимание природы процесса приобретения новой информации, но и на более рациональное использование биологических образований в процессе обучения человека. [8]
В системах с индуктивными выводами на каждом шаге необходимо объяснять все данные, полученные к заданному моменту времени. Данные, полученные на последующих шагах, могут не удовлетворять ранее полученным объяснениям. Следовательно, процесс индуктивного обучения может оказаться весьма длительным, что вполне согласуется с процессом обучения человека. [9]