Cтраница 1
Процесс передачи знаний от поколения поколению и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения закономерно зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. [1]
При этом процесс передачи знаний, который мы именуем техническим освоением научных достижений, носит наименее устойчивый характер; переход от научных идей к законченным объектам техники связан с решением целого комплекса разнородных проблем научно-технического, социально-экономического и организационного характера. [2]
Общая доступность базы знаний также улучшает процесс передачи знаний между сотрудниками и студентами. [3]
Общественная, как и биологическая, жизнь существует благодаря процессу передачи знаний. В процессе общения со старшими младшие учатся у них действовать, думать, чувствовать. Без потока информации об идеалах, надеждах, ожиданиях, нормах, мнениях, идущего от уходящих из жизни к тем, кто только входит в нее, человеческое общество не может существовать. Если бы люди жили вечно, они и тогда бы занимались образованием новорожденных членов сообщества, но делали бы это скорее из личного интереса, нежели удовлетворяя общественную потребность. А так образование является делом жизненной необходимости. [4]
Эксперт вербализует свой опыт, объясняя способы рассуждений в процессе передачи знаний аналитику. [5]
Воплощением предлагаемого в статье подхода к разработке средств автоматизации производста ППП могут стать интеллектуальные системы программирования ( ИСП), программирование в которых рассматривается как диалоговый процесс передачи знаний. Претенциозность первого слова в названии ИСП не превышает того, к чему мы привыкли, рассуждая о проблеме создания искусственного интеллекта. Более того, обсуждаемый далее подход к разработке ИСП ИГЕН базируется во многом на удачах и учитывает промахи исследователей, работающих в области искусственного интеллекта. [6]
И то и другое предполагает создание соответствующей технологической базы высшей школы, внедрения в учебный процесс технических средств обучения, рациональных методов передачи и обработки информации, которые, с одной стороны, расширяли бы аудиторию воздействия преподавателя, а с другой-повысили бы качество и эффективность самого процесса передачи знаний, обучения. Внедрение индустриальных методов в организацию обучения, познавательной деятельности студентов остается на ближайшее время определяющей чертой развития высшего образования. [7]
На лекции излагаются, как правило, новые знания. Обучаемые почти не в состоянии воспринимать их критически, что значительно затрудняет ведение обучающегося диалога на уровне рационального мышления. У многих преподавателей лекция представляет собой процесс внушения знаний, воздействия на подсознание студентов, что обеспечивает существенную интенсификацию процесса передачи знаний. Активность студентов проявляется в повышенной сосредоточенности внимания на сообщаемом учебном материале, которая является специфической формой проявления обратной связи. [8]
Основу ее составляет закон единства учебной и обучающей деятельности, отражающий взаимосвязь учащегося и педагога в процессе обучения. Эта взаимосвязь определяется дидактическим треугольником: передача знаний - усвоение знаний - формирование системы знаний с целью всестороннего развития личности и подготовки ее к самостоятельной производственной и творческой деятельности. Достижение этой цели обучения возможно лишь при активной роли педагога, позволяющей соединить процесс передачи знаний с функциями воспитания и развития самостоятельного творческого мышления, что составляет в общей теории обучения педагогический треугольник. [9]
При разработке прототипа системы ONCOCIN одной из наиболее сложных оказалась именно проблема приобретения знаний. Ввод информации, необходимой для создания протоколов лечения рака лимфатических узлов, занял около двух лет и отнял у экспертов около 800 часов рабочего времени. При этом было отмечено, что эффективность процесса приобретения знаний системой в решающей степени зависит от того, насколько успешно инженер по знаниям справляется с ролью переводчика в процессе передачи знаний от экспертов программе. [10]
Как известно, первые попытки компьютеризации натолкнулись в ряде учебных заведений США на резко выраженную оппозицию наиболее консервативной части преподавателей. Одни не желали тратить время и усилия на овладение новой техникой, другие не собирались расставаться с привычными, апробированными за годы работы приемами и методами, третьи просто боялись оказаться ненужными. Между тем компьютер не может и не должен полностью заменять преподавателя, он скорее выполняет функции ассистента, нежели наставника. Он в состоянии взять на себя наиболее рутинную, нетворческую часть педагогического труда, позволяя преподавателю сосредоточиться на основном содержании предмета и на процессах передачи знаний. [11]