Cтраница 1
Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение Бездейственности этих элементов. С этой точки зрения религия предстает в качестве подсистемы, включающей некоторые элементы и выполняющей соответствующие функции. [1]
Существо структурно-функционального анализа выражается в трех взаимосвязанных постулатах. Первый постулат в его типичной формулировке гласит: функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы. В нем утверждается, что стандартизированные социальные виды деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы. [2]
При структурно-функциональном анализе важно выявить особенности трудового поведения людей и основных социально-структурных групп, установить иерархические взаимосвязи между ними с точки зрения структуры трудового потенциала, показать, как содержание труда влияет на структуру трудового потенциала работника. [3]
В классическом структурно-функциональном анализе предполагается, что для каждой подсистемы можно определить ее цели и функции, оценить их соответствие целям и функциям системы в целом. Когда мы говорим о структуре, то часто подразумеваем нечто стабильное и устойчивое ( остов, скелет), во многом объясняющее поведение системы. Ярким примером подобной трактовки является организационная структура управления предприятием. [4]
В контексте структурно-функционального анализа структура понимается как совокупность относительно устойчивых стандартизованных отношений и элементов. Отличительная черта структур и систем социального действия заключается том, что действующие лица выполняют относительно друг друга определенные социальные роли. Понятие роли соотносит функциональные потребности индивидов с возможностью их удовлетворения средствами функционирующей системы. [5]
Отправной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. [6]
На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными подструктурами деятельности ( действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности. [7]
Мертона в разработку структурно-функционального анализа заключается в том, что он сформулировал собственную парадигму, сосредоточив внимание на возможностях функционального подхода к более тонкому объяснению социальных и социально-психологических явлений. [8]
Мертон развертывает парадигму структурно-функционального анализа как модель постановки проблем и их решений. [9]
Последнее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположников структурно-функционального анализа в социологии. [10]
Достаточно простым вариантом системного подхода в технических науках являются приемы структурно-функционального анализа, распространенные в теории автоматического регулирования. Системы такого рода являются, как правило, простыми динамическими системами, описываемыми дифференциальными уравнениями: Общим для всех систем может служить описание их дифференциальными уравнениями, связывающими координаты состояний объекта и управляющего устройства с входными воздействиями на систему. Характерной особенностью анализа систем такого рода является то, что их функциональные и структурные схемы отражают связи управления, существующие между элементами системы. [11]
Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. [12]
Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные ученые справедливо называют Дюркгейма классиком в области социологии. [13]
К сожалению, есть случаи, когда некоторые советские психологи, проводя структурно-функциональный анализ операторской деятельности в сложных технических системах, а также при решении вопросов отбора, недооценивают психологическую сложность этой деятельности, соотношение и связь психофизиологических и личностных характеристик оператора. Перенесение центра тяжести на область психофизиологии приводит к недооценке таких условий готовности и эффективности оператора, как его профессионально развитые высшие психические процессы, установки, мотивы и свойства личности. [14]
Наряду с теориями социального конфликта, так или иначе связанными со структурно-функциональным анализом или противостоящими ему, существуют теории конфликта, претендующие на название общей теории конфликта. [15]