Cтраница 4
Все эти явления связаны с преобразованиями в социальной структуре ( перераспределением имеющихся социальных позиций) и в школьной структуре ( перераспределением индивидов по различным школьным уровням): если динамика первого типа преобразований отстает от второго, дети с более высоким уровнем подготовки, чем у их отцов, не могут добиться более высокого социального статуса, и выгоды, извлекаемые детьми средних и низших классов из процесса демократизации системы образования, частично оказываются иллюзорными, то есть надежды не оправдываются из-за общего увеличения числа учащихся ( см. гл. [46]
Развитие рыночных отношений способствует возрождению элементов гражданского общества. Процесс демократизации дает власть не только партиям и трудовым коллективам, но и каждому индивиду в отдельности, участвующему в самоуправлении. [47]
Во внутренней же политике постепенно накапливались противоречия, порожденные расхождением декларативной и реальной основы политического курса. Процессы демократизации зашли в тупик, исчерпав возможности своего развития в предложенных сверху условиях: при сохранении однопартийное, идеологического монизма и единомыслия. [48]
В ходе перестройки обогащается союз рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, растет влияние общественных организаций и движений. Процесс демократизации все глубже захватывает и межнациональные отношения, создаются условия для решения накопившихся здесь проблем, новым содержанием наполняется завещанный Октябрем союз всех наций и народностей СССР, отвечающий коренным интересам каждой из них и всей страны. [49]