Cтраница 2
Перемены в политическом и государственном устройстве Латвии кардинально изменили систему взаимоотношений между библиотеками. Прежняя модель контактов, связанная с единым центром, стала не способна функционировать в новых условиях, что положило начало процессу децентрализации библиотек в стране. [16]
И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регулировать процесс децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало. [17]
В то же время наблюдается любопытное возрастание числа работ, исходящих из лабораторий так называемых периферийных стран, которые стояли долгое время в стороне от научной работы. С каждым годом увеличивается количество работ химиков Китая, Индии и особенно Японии, посвященных изучению алкалоидоносных растений этих стран. На наших глазах происходит процесс явной децентрализации алкалоидной химии и переход ее центра тяжести из Западной Европы в периферийные страны. [18]
Под этим углом зрения будущее децентрализованного планирования представляется в лучшем свете. Возвращение к системе рынка равнозначно сведению процесса децентрализации экономических решений до уровня индивида. В этом случае функция планирования переходит к механизму автоматического рыночного саморегулирования. Представляется маловероятным полное возвращение к этой системе. Увеличение размера предприятий в частном и государственном секторах - явление необратимое в цивилизации, где технологический прогресс играет решающую роль. В условиях экономики, ориентированной на рынок, этот процесс неизбежно ведет к образованию монополий и созданию напряженных ситуаций в отношениях между различными социальными классами. Неравенство в доходах, которое образуется вследствие этого, и отсутствие корректирующих механизмов не может быть принято в обществе, опирающемся в большой степени на справедливость распределения, вознаграждения за труд и солидарность между сообществами. Там, где общество демонстрирует предпочтение парламентской демократии и системе участий, рыночная экономика может породить неприемлемые социальные ситуации. [19]
Как показывают прогнозы, рынок будущего в меньшей степени предъявит спрос на массовые виды продукции с возможно более низким уровнем себестоимости. Поэтому повышается роль компаний, которые опираются на широкую производственную программу с частой сменой выпускаемых моделей и эффективного приспособления к изменяющимся условиям рынка. На смену экономики масштабов приходит экономика возможностей. Набирает силу процесс децентрализации управления производством, растет внутрифирменное разделение труда. [20]
Она отрицательно отражалась также на ходе поступлений платежей в бюджет. Объединения были слабо осведомлены о ходе реализации товаров предприятиями п не оказывали должного воздействия на те предприятия, которые задерживали расчеты по налогу с оборота. Уже в 1931 г. была проведена децентрализация обложения по ряду объединений. В 1932 г. процесс децентрализации был в основном закончен. [21]
Дисциплина, которую пытались установить официальные представители профсоюзов, часто вызывала недоверие у самих работников. Процесс децентрализации деятельности профессиональных союзов протекал, таким образом, отнюдь не гармонично, скорее под знаменем конфликта, нежели консенсуса. [22]
Последние соответствуют структурным единицам, которые производят нечто ( продукцию или услуги), что неизмеримо в стоимостных величинах, или единицам, где нет строгой взаимосвязи между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами. Менеджер такого центра, например, отдела маркетинга, может контролировать только величину поступлений ( выручки) и не влияет на затраты и инвестиции. Конечно, любая структурная единица все же несет собственные издержки. Другое дело, что они могут быть не соизмеримы с размером контролируемых поступлений. С другой стороны, иногда различают два типа центров ответственности - центр затрат и центр прибыли - в силу их явной противоположности. Суть процесса децентрализации управления в сложных производственно-хозяйственных системах заключается в переходе к организации компании по центрам прибыли, которые в данном случае включают в себя центры инвестиций. [23]