Cтраница 1
Нервные процессы, лежащие в основе этого-самоадаптирующегося механизма, были уже детально рассмотрены, и Брунер ( 1957) в работе о перцептивной готовности изложил свои взгляды на значение для психологии экспериментально подтвержденных процессов ожидания. В данной работе я буду говорить об этих результатах, пользуясь терминами готовность ткани, компетентные участки мозга в том смысле, в каком их употребляют эмбриологи при описании развития организма. [1]
Нервные процессы, участвующие, согласно этой точке зрения, в механизме научения, будут коротко описаны ниже. [2]
Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью и характером угасания и скоростью последующего восстановления положительных условных рефлексов. Для этого фиксируется количество неподкрепленных, а затем вновь подкрепленных раздражений. Угашенными считаются - рефлексы, если животное не отвечает реакцией на 4 - 5 раздражителей. Через 5 - 10 минут после угашения или непосредственно после него рефлексы восстанавливаются сочетанием условного и безусловного раздражителя. [3]
Силу нервных процессов оценивают числом нечетных квадратов, в которых стабильно удерживается максимальный темп. При результате 3 и более нервные процессы следует считать сильными. [4]
Подвижность нервных процессов оценивают общим числом точек во всех нечетных квадратах. Число 170 и более говорит о высокой подвижности нервных процессов. [5]
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. [6]
Подвижность нервных процессов у лиц профессионально непригодных ( неовладевших профессией) оказалась недостаточной. [7]
Аналогично, нервные процессы, образующие мысленный образ, могут не походить на внешний объект, представленный в образе. [8]
Основные характеристики нервных процессов ( сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность) накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требования к различным свойствам и категоричность этих требований различна. [9]
Перенапряжение подвижности нервных процессов может быть вызвано слишком быстрыми и частыми переделками сигнального значения положительных и отрицательных условных раздражителей или экстренной ломкой их стереотипов. Поэтому частыми причинами невротических состояний бывают неожиданные события, приводящие к переоценке взглядов человека или необходимости коренных изменений образа жизни, особенно тяжело переживаемые на склоне лет. [10]
![]() |
Соотношение порогов быстроты различения и длительности производственных операции. [11] |
Исследование баланса нервных процессов показало, что лица, в дальнейшем вошедшие в группу профессионально пригодных, отличались преобладанием возбуждения, тогда как подростки, не освоившие профессию, характеризовались преобладанием торможения. Эти различия статистически достоверны по всем профессиям. [12]
Высокая концентрация нервных процессов проявляется в непроизвольной сортировке осваиваемого материала. В этих случаях человек осваивает информацию в пределах НОП и отвлекается от лишнего материала. Низкая концентрация нервных процессов лишает человека указанного качества, но создает другое положительное качество, которое позволяет воспринимать всю предъявляемую информацию. [13]
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ, активный нервный процесс, возникающий в ЦНС и приводящий к подавлению или предупреждению возбуждения. [14]
Подвижность и уравновешенность нервных процессов также накладывает определенный отпечаток на деятельность человека, проявляясь в ее адаптивности и пластичности. [15]