Термокарстовый процесс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Длина минуты зависит от того, по какую сторону от двери в туалете ты находишься. Законы Мерфи (еще...)

Термокарстовый процесс

Cтраница 2


Уваркин ( 1970), за счет того, что с юга на север улучшаются условия для развития термокарста в связи с возрастанием площади распространения многолетнемерзлых толщ и их льдистости. Одновременно в этом же направлении наблюдается ухудшение теилофизических предпосылок для развития термокарстового процесса за счет постоянного уменьшения теп-лообеспеченности территории. Однако криогенное строение мерзлых, пород, высокое содержание льда в них оказывается главенствующим при существующих условиях теплообеспеченности фактором интенсивного развития современного термокарстового процесса в этих районах. Здесь же широко развиты и древние термокарстовые формы рельефа. Древние термо-карстовые формы, сформировавшиеся в период климатического оптимума, здесь развиты нешироко.  [16]

17 Влияние снежного покрова на температуру грунта. [17]

Кроме того, при этом уменьшаются влажность грунта, а соответственно и его теплопроводность. В теплое время растительный покров задерживает влагу дождей и тем самым уменьшает перенос тепла, содержащегося в воде, в почву. Таким образом, нарушение растительного покрова или его уничтожение может привести к повышению температуры ММГ летом и к ее понижению зимой, увеличению мощности деятельного слоя, возникновению соли-флюкционных, термоэрозионных и термокарстовых процессов.  [18]

Наличие многолетней мерзлоты определяет большую динамичность надмерзлотной части. Прежде всего, это связано с сезонными изменениями активного слоя, наиболее уязвимого в переходные сезоны. Деградация многолетнемерзлой толщи вызывается нарушением поверхности почвенно-рас-тительного слоя и увеличением теплопотока в грунт, сопровождающимися вытаиванием подземных льдов. Развивающиеся термокарстовые процессы ведут к образованию просадок, провалов, а также склоновых процессов - солифлюкции, оползней. Все это вызывает нарушение экологического равновесия, так как большая часть этих процессов ведет к разрушению природных ландшафтов, иногда с полной или длительной утратой их биологической продуктивности.  [19]

Современное морозобой-ное растрескивание грунтов развито крайне слабо даже на севере зоны. Зато очень широко распространены остаточный бугристо-запа-динный и крупноблочный рельеф, плоскобугристые и выпуклобугри-стые ( крупнобугристые) торфяники, термокарстовые озера и остаточные котловины, а также многолетние бугры и площади пучения, очень сильно затрудняющие освоение территории. Следует подчеркнуть, что процесс развития термокарста протекает здесь очень интенсивно и охватывает большие площади, причем обычно термокарстовые озера и понижения имеют небольшую глубину. В современных условиях наблюдается повышение активности термокарстовых процессов. Степень заозеренности, а главное заболоченности ( до 50 - 60 % территории) в этой зоне выше по сравнению с ранее описанной. В южных районах очень широко распространены сложные комплексные и верховые мочажинно-крупно-грядовые и озерково-грядовые торфяные болота с единичными массивами крупнобугристых болот. Зато здесь гораздо интенсивнее протекают эрозионные процессы, вызывающие развитие оврагов и небольших по объему, изредка встречающихся оползней на приречных высоких участках, сложенных талыми породами.  [20]

Эксплуатационная надежность плотин талого - типа, как показал опыт, зависит прежде всего от качества строительства. В борт долины зуб был врезан на глубину до 25 м и полностью пересекал линзы льда и льдонасыщенные - илистые грунты. Однако сопряжение зуба с коренными породами по всей высоте траншеи, до отметки максимального горизонта верхнего бьефа, не было сделано. На берегу наблюдались термокарстовые процессы, трещины, провалы и промывы, что привело в этом месте к полному разрушению плотины. Только после того как сильнольдистые грунты и лед были полностью прорезаны зубом до отметки максимального горизонта верхнего бьефа, плотина заработала нормально.  [21]

Во впадинах ведущими процессами являются заболачивание и термокарст. Заболачиванию способствуют избыточное увлажнение, незначительное испарение, слабая расчлененность рельефа и неглубокое залегание многолетнемерзлых пород. Термокарстовые воронки или озера, имеющие размеры от 10 до 1000 м и глубину 2 - 3 м, возникают при. Росту термокарстовых озер способствует термоабразия, идущая со скоростью 15 м в год. К интенсивному развитию термокарстовых процессов приводит нарушение сплошности мохового покрова тракторами и вездеходами. Таким образом, в районе поселков Маркове и Усть-Белая произошло образование термокарстовых канав и борозд, превратившихся затем в овраги.  [22]

Термокарстовые процессы широко развиты на поверхности Яно-Индигирской, Колымской, Ванкаремской, Чаунской, Анадырской и других низменностей, в межгорных котловинах и речных долинах Северо-Востока, где в аллювиальных отложениях залегают повторно-жильные льды. Наиболее крупные и четко выраженные термокарстовые формы рельефа образуются в местах распространения повторно-жильных, инъекционных и сегрегационных льдов. Наименее подвержены термокарсту рыхлые породы, содержащие лед-цемент. Наиболее интенсивно термокарст протекает в относительно однородных по фациальному и литологическому составу тонкодисперсных ( суглинвсто-супесчаных) аллювиальных и озерно-аллювиальных отложениях, обладающих высокой льдистостыо. В южной части территории термокарстовые процессы проявляются локально ( бассейны рек Селемджи, Зеи, Бурей и др.) и обусловлены чаще всего протаивавшем жильных льдов и ледяных ядер, встречающихся в плоскобугристых торфяниках.  [23]

Возникновение и развитие термокарста происходит при нарушения растительного покрова, уменьшении или увеличении влажности пород. Наиболее частой причиной возникновения термокарста являются моро-зобойное растрескивание и эрозия, которые на. Flpmie-ром этого служит автодорога Усть-Куйга - Депутатский, разрушенная до завершения ее строительства из-за беспорядочного движения гусеничного транспорта, нарушившего естественный мохово-растительный покров. Термокарстовые формы рельефа обычно зависят от генетического типа подземного льда. При протаивании повторнб-жильных льдов ( побережье северных приморских низменностей, долины, рек тундровой зоны и прилегающие к ним озерно-аллювиальные равнвир) образуются котловины, имеющие угловатую форму, заболоченны или занятые озерами. Развитые по бортам котловин байджарахи свидетельствуют о продолжающемся термокарстовом процессе и о дальнейшем росте котловин. При вытаивании сегрегационных льдов, встречающихся довольно часто на Яно-Инднгирской и Колымской озерно-аллювяальных равнинах, образуются плоские неглубокие котловины больших размеров ( до 25 км2), занятые овальны-м И, квадратными или многолопастными озерами. Осушение озер приводит к образованию аласов, на заболоченных днищах которых наблюдается морозобойное растрескивание и формирование жильных льдов.  [24]

На большей части территории коренные породы залегают практически с поверхности. Сильная трещиноватость, а следовательно, и льдистость коренных пород до глубины 30 - 50 м является характерной особенностью Северной зоны. Среди криогенных процессов наиболее развиты: криогенное выветривание и сортировка грунтов, склоновые процессы, а также морозо-бойное растрескивание грунтов с образованием повторно-жильных льдов и первично-грунтовых жил. Промерзание мощных песчано-глини-лых толщ здесь в основном происходило синхронно с накоплением отложений, в результате чего отложения характеризуются значительной льдистостью из-за льда-цемента и широкого развития мощных ( до 50 м) сингенетических повторио-жильных льдов. В связи с высокой льдистостью четвертичных отложений и широким развитием повторно-жильных льдов широко развиты термокарстовые процессы, морозобой-нре растрескивание и пучение.  [25]

В основном строятся грунтовые автомобильные дороги, связывающие отдельные экономические центры, железнодорожные или водные магистрали. Наиболее распространенными процессами и явлениями, влияющими на устойчивость земляного полотна и нормальную эксплуатацию дорог, являются оседание насыпей, пучение и просадки пути, сплывы откосов насыпей и выемок, явления термокарста и солифлюкции, образование наледей, заплыва-ние кюветов и водоотводных канав. Как правило, причиной развития подобных процессов служит нарушение температурного режима грунтов и гидрогеологических условий местности в процессе строительства и эксплуатации дороги. Обычно дорожное строительство сопровождается вырубкой леса, а в ряде случаев снятием мохово-растительного покрова и осушением территории. Все это вызывает нарушение естественного температурного поля грунтов и изменение глубины деятельного слоя, зависящие, в свою очередь, от геологических и геокриологических условий местности, конструкции земляного полотна, способов производства работ. Чаще всего деформации земляного полотна отмечаются на маревых участках, а также там, где в основании насыпей залегают сильнольдонасыщенные суглинки и супеси. Так, на железнодорожной линии Тайшет - Лена, трасса которой проходит по области островного распространения многолетнемерзлых грунтов мощностью от 5 до 30 м и температурой пород от - 0 2 до - 1, наиболее длительные и интенсивные осадки и просадки насыпи отмечаются на пологих склонах и в логах. Основание земляного полота здесь часто, сложено пылеватыми суглинками и супесями, приобретающими при оттаивании пластичную и текучую консистенцию. В районах, где дороги проходят по повышенным, относительно сухим участкам, сложенным слабольдистыми многолетнемерзлыми грунтами с включениями крупнообломочного материала, осадки насыпей встречаются редко и размеры их незначительны. Осадки, развивающиеся при оттаивании мерзлых грунтов основания, в ряде случаев проявляются в процессе строительства, сразу же после отсыпки насыпи. В других случаях осадки и просадки происходят в процессе длительной нормальной эксплуатации дороги и иногда проявляются резко, что связано с термокарстовым процессом, характерным для данной местности.  [26]



Страницы:      1    2