Cтраница 1
Социальные проявления такой примитивной религии представлены не только в обществах дописьменной эпохи, но и в любом религиозном поведении. Они представляют собой те базовые феномены, из которых развиваются все остальные религиозные проявления. Примитивная религия основывается на верованиях в злых и добрых духов, в существование колдовских сил, которые составляют основу магических действий. [1]
И так же, как религия, столь же неоднозначными в своих социальных проявлениях способны стать материализм и атеизм. [2]
И в том и в другом случае своеобразие темперамента может иметь, как видим, социальное проявление и социальные последствия. [3]
Именно поэтому в центр внимания современной социологии перемещается общность ( ассоциация) и основная форма ее социального проявления - массовое ( групповое, коллективное) поведение. [4]
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ - теория, СО-гласно которой бессознательные импульсы и стремления личности составляют ядро всех ее жизненных, в том числе социальных проявлений. [5]
Если охватить все это единым взглядом, - всю эту цельность правосознания и все его жизненные задания, - то мы неизбежно придем к тому выводу, что правосознание есть в конечном счете некая духовная дисциплинированность инстинкта, которая вызывает в нем живое чувство ответственности и сообщает ему известное чувство меры во всех социальных проявлениях человека. Именно так и обстоит на самом деле. Человек, одаренный живым правосознанием, инстинктивно чувствует предел своих полномочий, внутреннее понуждение к исполнению своих обязательств и обязанностей и некое отталкивание от запретных действий. [6]
Стабильные общества ( в отличие от современного российского) стремятся ограничивать, а часто и подавляют такого рода эффекты еще на этапах ранней социализации. Социальные проявления талантов дают обществу дополнительный потенциал, который при определенных условиях может сыграть роль резервного. [7]
Все те, кто нуждается в уходе или специальном обращении для помощи, развития и восстановления их профессиональных способностей. Сюда входят физические, умственные, психические и социальные проявления инвалидности. [8]
Таким образом, феноменология религии принимает исходный тезис теологии, рассматривая религию как трансцедентную, автономную в своей сущности реальность, недоступную эмпирическим методам исследования. Тем самым возможности социологического анализа религии чрезвычайно сужаются, они сводятся к выявлению социальных проявлений религии, тогда как вопрос о природе религии оказывается за пределами научного исследования. Изучение социальных проявлений религии в ее взаимодействии с обществом сводится, как правило, к исследованию формирования религиозных групп и организаций как главной задачи социологии религии, к анализу взаимодействия между индивидом, религиозной группой и обществом. В этих пределах феноменологически ориентированные социологические исследования могут дать и дают достаточно интересные результаты, но только в этих пределах. Социология религии в рамках такого подхода существенно обедняется. За пределами ее возможностей оказываются многие принципиально важные для понимания социальных структур и процессов явления, скажем - возникновение новых религиозных движений крупного масштаба, поскольку это должно оставаться прерогативой вмешательства божества. [9]
Вместо устойчивой системы социальных позиций нужно проанализировать сжатый во времени процесс структурной трансформации российского общества. Сложность этого объекта обусловлена, во-первых, тем, что изменения социальной структуры тесно взаимосвязаны со всеми характерными ( а иногда и со случайными) социальными проявлениями. [10]
Таким образом, феноменология религии принимает исходный тезис теологии, рассматривая религию как трансцедентную, автономную в своей сущности реальность, недоступную эмпирическим методам исследования. Тем самым возможности социологического анализа религии чрезвычайно сужаются, они сводятся к выявлению социальных проявлений религии, тогда как вопрос о природе религии оказывается за пределами научного исследования. Изучение социальных проявлений религии в ее взаимодействии с обществом сводится, как правило, к исследованию формирования религиозных групп и организаций как главной задачи социологии религии, к анализу взаимодействия между индивидом, религиозной группой и обществом. В этих пределах феноменологически ориентированные социологические исследования могут дать и дают достаточно интересные результаты, но только в этих пределах. Социология религии в рамках такого подхода существенно обедняется. За пределами ее возможностей оказываются многие принципиально важные для понимания социальных структур и процессов явления, скажем - возникновение новых религиозных движений крупного масштаба, поскольку это должно оставаться прерогативой вмешательства божества. [11]
Нравственность в самых начальных ее выражениях образует элементарную ячейку, клеточку человечности, а, по мнению ряда ученых, она лежит в основании человеческой психики и ее первичных собственно социальных проявлений. [12]