Cтраница 1
Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. [1]
Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма ( до 60 - 90 % случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста. [2]
В психологии безопасности труда определенный интерес представляют психологические особенности поведения рабочих в опасных ситуациях. Знание их позволяет целенаправленно влиять на формирование устойчивого поведения человека в аварийной обстановке. [3]
Развитию психологии безопасности труда в строительстве могут оказать помощь опубликованные в профсоюзной прессе и газетах предприятий небольшие по объему заметки учебного характера. [4]
Недисциплинированность с точки зрения психологии безопасности труда проявляется в устойчивой склонности человека к несоблюдению правил и норм безопасного ведения работ, в слабом чувстве ответственности. Проявляя недисциплинированность, работник может руководствоваться теми или иными мотивами. Одним из них является стремление к экономии сил. Учитывая, что несчастный случай может и не произойти, в целях экономии сил работник сознательно пропускает некоторые операции, направленные на обеспечение безопасности работ. Мотивом к недисциплинированности может послужить стремление заработать больше при наименьшей затрате сил и возможностей. [5]
В книге рассматриваются важнейшие задачи психологии безопасности труда, такие как влияние на безопасность труда объективных факторов рабочего места, их воздействия на психику человека, роль трудового коллектива в создания безопасных условий труда и нормального психологического климата, а также даются практические советы, способствующие повышению производительности труда, эффективности и качеству выполнения работ без травм н аварий. [6]
В главе были рассмотрены только некоторые вопросы психологии безопасности труда. [7]
Далее, письменная пропаганда включает в себя книги и брошюры по психологии безопасности труда, содержащие правила и инструкции по безопасности труда, технические описания и методы, посвященные принципиальным и структурным вопросам; сюда могут быть отнесены также те работы на педагогическую и психологическую тематику, которые способствуют формированию правильного, с точки зрения безопасности труда, отношения к труду. Важную роль играют научные статьи и публикации, служащие целям пропаганды в области безопасности труда, в которых детально разбирается какой-нибудь частный вопрос из этой области. [8]
Это стремление в организации и осуществлении новаторской деятельности должно опираться на психологию безопасности труда. [9]
Самым известным и лучше всего зарекомендовавшим себя средством наглядной агитации является плакат по психологии безопасности труда. Хороший плакат лучше всего может возбудить внимание человека, а тем самым и прочно зафиксировать в его сознании элементарные правила безопасности Однако такое воздействие может оказать лишь тот который вызывает непроизвольное внимание, как бы заставляет человека посмотреть, прочитать его. [10]
По возможности следует добиваться сочетания и чередования различных форм агитации и пропаганды в психологии безопасности труда. Агитационно-пропагандистская работа должна проводиться с учетом образовательного уровня и индиви-особенностей работающих. Следует помнить, что работа может быть успешной только тогда, она воздействует на все новые и новые слои работаю-поэтому необходимо добиваться максимально возможного приспособления отдельных форм убеждения к условиям рабочего места и к личности работника. [11]
Одним из важных условий действенности пропаганды является то, что работающие получали бы знания по психологии безопасности труда как можно в более конкретной форме чтобы усвоение этих знаний облегчалось их непосредственной наглядностью. [12]
Устная форма агитации в большинстве случаев связана с контролем и с техническим надзором в области психологии безопасности труда. Так, если активист, уполномоченный по охране труда, начальник смены обнаруживают, что рабочий из их коллектива прибегает к недопустимым, опасным приемам работы, пренебрегает использованием защитных приспособлений и средств индивидуальной защиты, то эти лица немедленно вмешиваются, предупреждают рабочего, указывают на опасные последствия его неправильного поведения. Вмешательство в этом случае означает и агитационную работу. [13]
Одно из важных средств разъяснительной и учебно-воспитательной работы, направленной на повышение безопасности труда, - хорошо организованные, находящиеся на должном уровне пропаганда и агитация в области психологии безопасности труда, играющие важную роль в формировании у рабочих-строителей правильного отношения к опасности. [14]
Наряду с выполнением плановых мероприятий по шему улучшению охраны труда в строительстве за годы проводится большая и планомерная работа по внедрению опыта передовых коллективов, включившихся в активную борьбу с травматизмом на производстве. Возникло это движение в коллективах бригад и звеньях, где практически решаются многие вопросы психологии безопасности труда. [15]