Психология - религия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Закон Митчелла о совещаниях: любую проблему можно сделать неразрешимой, если провести достаточное количество совещаний по ее обсуждению. Законы Мерфи (еще...)

Психология - религия

Cтраница 1


Психология религии, которая изучает различные проявления религиозного сознания и мистических состояний. В этой области работает много исследователей; здесь можно упомянуть Вильяма Джемса с его классической книгой Многообразие религиозного опыта, Андерхил, Хейлера, У. В последнее время появился ряд книг, в которых обсуждается связь между психологией и религией.  [1]

Психология религии оформляется в самостоятельную отрасль религиоведения в конце XIX - начале XX века благодаря работам американца У.  [2]

При решении этой задачи исследование символики и психологии религии должно идти рука об руку с социологическим исследованием, потому что социальные последствия религиозной ориентации можно будет объяснить только после того, как мы поймем символическую структуру религии и ее посредническое действие через отдельных людей.  [3]

Опираясь на понимание мышления как предвидения, автор смело препарирует высочайшие проявления душевной жизни - анализирует психологию религии, искусства и нравственности. Нет нужды подчеркивать, сколь это важно для научного и практического авторитета психологии.  [4]

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане - определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область сокровенного. В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные импликации.  [5]

Расхождения между религиоведами начинаются при истолковании источника этих чувств. Представители богословско-теологической мысли в религиоведении выводят эти чувства из сверхъестественного источника, из встречи, верующего с божеством, священным. Представители психологии религии считают, что свои суждения они должны основывать на научном подходе. Психология как наука о душе должна ограничиваться своим предметом и не касаться метафизических вопросов, в том числе и доказательства бытия Бога. Это лежит за пределами ее границ. Таким образом психология религии выносит за скобки вопрос о естественном или сверхъестественном источнике религиозных переживаний, считая, что разрешение этой проблемы не под силу научным методам познания.  [6]

Поскольку религиоведение является комплексной дисциплиной, в ней используются общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы. На базе использования этих методов формируются пограничные отрасли знания. К этим пограничным отраслям знания следует отнести социологию религии и психологию религии. Рассмотрим же вкратце как трактуют проблему природы религии эти важные разделы религиоведения.  [7]

За пределами социологии религии лежат также определения, в основу которых положено понятие религиозного опыта. Этот опыт может рассматриваться в контексте теологии ( например, у Фр. Шлейермахера религия - это переживание человеком единства с Целым и Вечным, которое основывается на чувстве зависимости человека или в контексте психологии религии, например - у У.  [8]

Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе - все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой; так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию. Однако к религиеведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины.  [9]

Социальная философия и социология исследуют природу религии с точки зрения проявления в ней социальных закономерностей. Однако религия представляет собой не только социальное, но и психологическое явление. Она является со - ставной частью внутренней эмоционально-волевой и духовной жизни религиозной личности. Именно на эту сторону религии делают акцент в своих исследованиях представители психологии религии - одного из разделов религиоведения, находящегося на стыке философии и психологии.  [10]

Расхождения между религиоведами начинаются при истолковании источника этих чувств. Представители богословско-теологической мысли в религиоведении выводят эти чувства из сверхъестественного источника, из встречи, верующего с божеством, священным. Представители психологии религии считают, что свои суждения они должны основывать на научном подходе. Психология как наука о душе должна ограничиваться своим предметом и не касаться метафизических вопросов, в том числе и доказательства бытия Бога. Это лежит за пределами ее границ. Таким образом психология религии выносит за скобки вопрос о естественном или сверхъестественном источнике религиозных переживаний, считая, что разрешение этой проблемы не под силу научным методам познания.  [11]



Страницы:      1