Cтраница 1
Психология студентов всех эпох, всех вузов имеет много общего, что связано с молодостью, своеобразием психологии, интересов и устремлений в эту пору. [1]
Знание психологии студента и характеристик его конкретной учебной деятельности является необходимым условием реализации диалогических методов управления ( субъект-объектных), когда преподаватель выступает в роли организатора, направляющего групповую деятельность учащихся на решение учебных задач. Но для этого необходимо знать особенности поведения учащегося при решении типовых задач, необходима классификация этих задач по характеру реакций, психологической регуляции деятельности. Методическая разработка учебного процесса и олределенной формы учебной деятельности в конечном счете сводится к проектированию системы учебных задач. Поэтому характеристики задаваемых графических работ оказывают значительное влияние на успешность учебной деятельности студентов по реализации поставленных дидактических целей. [2]
Более конкретный анализ психологии студентов указывает на то, что воспитательную задачу ставят перед собой те студенты, которые хорошо представляют, каким должен быть молодой специалист или учитель - его идейно-политическая и моральная характеристика, и в состоянии ли он критически оценивать эти качества в себе. Такие студенты ч асто-бывают де довольны обоИт и это состояние постоянно побуждает их к активным действиям, направленным на достижение задуманных целей в самовоспитании. Что же касается тех личностей, которые переоценивают себя, пребывают в блаженной иллюзии своего совершенства, то они не ставят перед собой воспитательных целей и не идут на активное самовоспитание. Встречались и такие студенты, которые не рассчитывают на что-то большее, чем то, что они получают в учебно-воспитательном процессе, хотя видят свои слабости и недостатки. Безволие и слабость характера не дают им возможности воспользоваться активным методом самовоспитания. [3]
Большинство студентов - это достаточно подготовленные, активные, потенциально одаренные молодые люди, энергичные и работоспособные, но нуждающиеся в психологически направленной: истеме обучения и воспитания. Преподавателям высшей школы недостаточно сосредоточивать внимание только на преподавании, 1адо также хорошо знать психологию студентов и психологию уче - 1ия, уметь моделировать студенческую аудиторию, а порой и пере-йоделировать ее в должном направлении. [4]
Метод принуждения не является ведущим методом. Одно принуждение без убеждения в тех случаях, когда оно не вызывается необходимостью, не служит целям воспитания. Принуждение как система, не подготовленная другими методами, не отвечает психологии студента. Например, в ответах на одну из анкет, выяснявших отношение студентов к авторитаризму, пестрели такие заявления: Меня не нужно заставлять, это вызывает во мне противодействие. [5]
В многообразной воспитательной практике высшей школы используется ряд методов специфического характера. Применение этих методов направлено не на формирование отдельных качеств. С их помощью достигается всесторонний воспитательный результат, комплексное воздействие на психологию студента. [6]
Еще одна возможность потерять расположение экзаменатора состоит в следующем. Студент не знает, как ответить на вопрос и пытается уйти от него в общие рассуждения, полагаясь на свою эрудицию, или пробует перевести разговор в область, более ему знакомую. Эти приемы не годятся для того, чтобы дезориентировать экзаменатора, который хорошо понимает психологию студента. Лучше прямо сказать не помню, не знаю, чем признаться в своем незнании в столь неискренней форме, как уход от прямого ответа па вопрос. [7]
Чтобы определить наиболее целесообразное содержание, объем, формы и методы подготовки специалистов как в общем плане, так и применительно к отдельным специальностям, всеми доступными комплексными научными средствами всесторонне исследуется каждый из элементов учебного процесса. Взаимодействие этих наук может раскрыть существо учебного процесса в высшей школе с его объективно существующими закономерностями, поможет проникнуть в психологию студента, научно определить пути развития личности в современных условиях и выявить особенности восприятия и умственной переработки научного материала как в процессе учебных занятий, так и в процессе самостоятельной работы студентов. [8]
Наблюдения показывают, что педагогический успех налагаемых взысканий так же, как и поощрений, в сильной степени зависит от того, от кого они исходят и как готовятся. Если предложение о наложении взыскания со стороны администрации исходит от самих студентов или от студенческих руководящих органов, то тогда административное взыскание воспринимается как должное, как концентрированное выражение воли коллектива студентов и его воспитательная сила резко возрастает. Сами студенты в анонимных ответах на вопрос анкеты пишут: когда товарищи и студенческие органы осуждают твой поступок, тогда наложенное взыскание понуждает серьезно задуматься и искать путей восстановления к себе уважения и доверия. Когда же говорят, что взыскание наложено неправильно, и все тебе сочувствуют, тогда думаешь не о приписываемой вине, а о нанесенной обиде. Этот обобщенный ответ очень хорошо подтверждает известный в практике факт, что налагаемыми взысканиями не так легко добиться положительного воспитательного результата. Требуется исключительная педагогическая проницательность, знание психологии студента и безусловная справедливость в применении методов наказания. [9]
Возьмем в качестве примера тривиальный педагоги ческий факт. На собрании академической группы при - крепленный к студентам преподаватель взял слово для анализа итогов экзаменационной сессии. Цель выступления должна состоять не только в том, чтобы высказать свое отношение к результатам экзаменов, но и оказать воспитательное воздействие на группу. Конкретное направление этого влияния может быть различным: либо выступающий куратор попытается проанализировать успехи группы, если результаты сессии оказались хорошими, либо обратит внимание на причины неудач, если группа плохо сдала экзамены, либо эти оба аспекта будут использованы вместе. Если педагогически проанализировать назначение и функцию каждого элемента, то можно прийти к выводу, что в данном случае организационную форму принимают на себя студенческое собрание, выступление куратора, а в качестве средства воспитательного воздействия используется сама проблема успеваемости и отношения студентов к учебе, а то, каким способом эти средства направляются на сознание и чувства студентов, будет метод. Куратор, высту-пая, в зависимости от обстановки, применяет либо метод убеждения, либо иной метод, но в его руках, говоря иносказательно, метод принимает характер способа воздействия, способа влияния на психологию студентов. [10]