Cтраница 1
Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия, их предпосылки и процесс формирования. [1]
Одно из направлений современной психологии личности ( дифференциальная психология) целиком опирается на использование приемов психодиагностики. [2]
Дарвина, под влиянием которого разработал основные положения дифференциальной психологии, объясняющей индивидуальные различия между людьми преимущественно наследственными факторами. В другой своей статье Сорокин ссылается на текст оригинала: Gallon F. [3]
В основу краудеровских разветвленных программ положены распространенные а Западе представления по дифференциальной психологии, утверждающей изначально различные способности людей к обучению, и известная теория гештальтизма. Основная мысль гештальтпсихологической концепции усвоения состоит в том, что человек запоминает лишь какие-то целостные структуры ( гештальты), воспринимая их внешне и в целом без аналитико-синтетической сознательной обработки. [4]
На явления стресса во время экзаменационной сессии указывают исследования сотрудников лаборатории дифференциальной психологии антропологии НИИКСИ, исследования сотрудников НЭТИ -, о явлениях сильного переутомления студентов в период экзаменационных сессий свидетельствуют исследования сотрудников лаборатории физиологии труда ЛГУ. [5]
Сюда относится использование психофизиологических методов повышения эффективности труда и стимулирования работоспособности, методов дифференциальной психологии для формирования соответствующего морально-психологического климата в производственном коллективе. Широкое, массовое внедрение достижений эргономики, физиологии и психологии труда, промышленной и инженерной психологии и других научных дисциплин этого же профиля означает психологизацию производства, выступающую в роли одного из направлений развертывания современной научно-технической революции. В условиях научно-технической революции НОТ включает использование достижений всего комплекса психологических наук. [6]
Тестовая диагностика представляет собой набор методик, с помощью которых изучаются особенности мотивации и интеллектуально-личностные качества руководящих кадров и кандидатов в резерв на выдвижение. Эти методики и тесты были выбраны с учетом принципа комплексности психологического исследования, при котором личность руководителя изучается на стыке проблем общей, социальной и дифференциальной психологии. [7]
Психологический климат коллектива зависит также от степени совместимости индивидуальных характеристик его участников. Задача подбора кадров состоит в правильной оценке профессионально-должностных возможностей работников и в оптимальной их расстановке. Изучением индивидуальных психофизиологических различий занимаются специалисты по дифференциальной психологии. Социальных психологов в проблеме подбора кадров интересует вопрос совместимости людей в производственных группах. [8]
Первые модели атома Эрнеста Резерфорда ( 1871 - 1937) напоминают схему солнечной системы. Попытки перенести эти представления на микроструктуру человека приводят к возникновению экспериментальной психологии, дифференциальной психологии, прикладной психологии и текстологии. Возникновение квантовой механики, связанное наряду с другими с именем Эрвина Шредингера ( 1887 - 1961), общей теории относительности Альберта Эйнштейна ( 1879 - 1955) стимулировали новые шаги в философии, социологии и психологии. [9]
Автор настойчиво указывает на необходимость индивидуального подхода при обучении. Торндайка остаются актуальными до настоящего времени. Существующие школьные программы и сама форма подготовки расчитаны на ребенка вообще, а не на обучение конкретных детей. В результате такого подхода среди учеников любого класса всегда находятся дети, для которых общепринятые методы и программы обучения являются малоэффективными. Проблемы, поднятые автором, активно изучаются в современной науке в рамках дифференциальной психологии учения. [10]
На этот риторический вопрос следует дать отрицательный ответ, и не только потому, что практика без теории слепа. Отсутствие теоретического обоснования объективно может привести и часто приводит к недооценке определенного метода или формы занятий, как, кстати, наличие теории - правильной или ложной - способствует их быстрому распространению. Скиннер построил свою методику на основе четкой-теоретической концепции, именно бихевиористской, которая принималась большинством американских педагогов. Краудер, предложивший разветвленное программирование, не сумел доказать, что его методика программирования подкрепляется теорией дифференциальной психологии. [11]
Таким образом, оказывается, что любые действия преподавателя могут рассматриваться как прямое или косвенное руководство самостоятельным учением студента. В не меньшей мере на самостоятельную работу влияют и относительно постоянные свойства личности преподавателя, определяющие его частные действия. Это подводит к мысли, что мотивация - достаточно подвижный фактор, что имеет смысл говорить не только о мотивации как относительно стабильном свойстве личности студента, определяющем его отношение к учению в целом. Вполне обоснованным является представление о мотивации применительно к отдельному курсу, в отношении студента - к определенному преподавателю, в связи с личностными характеристиками преподавателя и студента. Но коль скоро это так, вполне естественным было бы рассмотрение педагогического руководства самостоятельной работой студентов с позиций дифференциальной психологии, которая имеет достаточно ( богатые традиции в странах Запада. [12]