Cтраница 3
На бесплатной основе Марина проводит тренинги и семинары для наркозависящих и ВИЧ-инфицированных людей с привлечением специалистов-наркологов, психотерапевтов, социологов и юристов. [31]
Она предназначена для поддержания диалога с пациентом в стиле тех психологов, которые практикуют нетрадиционный метод консультирования, предложенный психотерапевтом Карлом Роджерсом. Беседа начинается с выяснения тревог последнего, но сам врач должен оставаться как бы в тени. Ему достаточно лишь повторять слова пациента ( отражая их, как в зеркале) и слегка направлять беседу в нужное русло. Есть надежда, что такой диалог включит у пациента внутренние модели сопоставления, которые приведут его в состояние душевного равновесия. В конце концов люди сами умеют сопоставлять с образцами. [32]
Пожалуй, наиболее созвучна тесту Тьюринга компьютерная программа, разработанная К. М. Колби в середине 1960 - х годов, которая имитирует психотерапевта - настолько успешно, что некоторые пациенты обнаружили готовность отдать ей предпочтение перед терапевтом-человеком и рассказать о себе больше, чем при общении с живым врачом. [33]
На четвертой стадии срывов при восхождении, стадии преображения - самой продолжительной и сложной - усложняется, соответственно, и работа психотерапевта. [34]
Но когда мы повторили это упражнение, я драматизировала свою проблему и в первый момент почувствовала, что мне необходимо сострадание психотерапевта - его непосредственная жалость, физический контакт, покровительство. [35]
К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, желательно привлекать узких специалистов поликлиники: диетолога, врача ( инструктора) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия. [36]
Клер - Психосинтез основан на той фундаментальной предпосылке, что мы являемся целым, а не частью; тем самым мы являемся учителями и психотерапевтами своих частей, так что задача профессионала - учителя, психотерапевта и вообще ведущего - заключается в том, чтобы пробудить этот совершенно естественный учебно-психотерапевтический процесс в самом человеке. Наша задача состоит вовсе не в том, чтобы знать ответ на ваш вопрос; наша задача в том, чтобы вызвать этот правильный ответ из глубин ваших собственных ценностей, ваших собственных целей и ваших собственных средств. [37]
К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, желательно привлекать узких специалистов поликлиники: диетолога, врача ( инструктора) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия. [38]
Очень часто жертвами становятся дети из семей хронических алкоголиков, свидетели грубых скандалов между родителями, или дети, в семейной структуре игравшие роль посредников, психотерапевтов или заложников формального сохранения семьи. Столь же травматичен может быть опыт ребенка в семье с сильными, но глубоко скрываемыми и изощренными формами насилия, такими, как постоянные насмешки, унижения, издевательства, игнорирование потребности в любви и заботе. В случаях инцеста эмоционально голодный ребенок или подросток далеко не сразу способен распознать эротическую природу проявляемого к нему интереса и отвергнуть его - слишком сильна зависимость, диффузны границы Я, слишком сильна потребность в любви. Будучи осознанны, акты соблазнения или сексуального посягательства способны породить мощные амбивалентные чувства: желание во что бы то ни стало сохранить наконец-то обретенную любовь борется с унижением, беспомощностью, страхом, яростью. Как правило, ребенок не может ни с кем разделить испытываемые страдания, либо страшась собственной порочности, либо обремененный чувством долга и стремлением сохранить семейный союз, в случае разглашения тайны рискующий распасться. Как всякая плохо структурированная система, такая картина мира постоянно стремится к дезинтеграции и распаду. Субъективно она лишена стабильности, безопасности и, следовательно, углубляет чувства собственной недееспособности, беспомощности, отрицает исследование и конфронтацию с реальностью. В результате актуальные чувственно-живые переживания так нее, как и потребные действия настоящего момента, замещаются автоматически повторяющимися стереотипами, ролями, сценариями, идентификационными клише и прочими видами нежизни Я. [39]
Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Германии обозначения; помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работник с молодежью на местах ( лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев. [40]
Повторим, что диагностика психических состояний, применение методов обучения общению, повышение коммуникативной компетентности и коррекция психики выходят за рамки традиционных функций по управлению персоналом и требуют участия профессиональных психологов и психотерапевтов. [41]
Термин психотерапия в одном из своих факультативных значений подразумевает врачевание души в смысле заботы, попечения, ухода и является, таким образом, разновидностью психологической помощи, оказываемой одним человеком ( профессиональным психотерапевтом) другому человеку ( пациенту или клиенту) исключительно по запросу последнего и на основе взаимного контракта, помощи, к тому же строго ограниченной пространством психотерапевтического кабинета. При таком понимании психотерапии ее главным методом и лечащим средством становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношения терапевта и пациента в процессе психотерапевтического контакта, по своим основополагающим принципам альтернативного спутанным, неопределенным, нестабильным и угрожающим отношениям в реальной жизни пациента. [42]
В этом смысле принятие на себя ответственности в виде разного рода плат - своим временем, изменением привычного распорядка, а иногда и образа жизни, необходимостью душевной работы вместо пассивного следования рекомендациям психотерапевта - все это почти незаметно для пациента вовлекает его в активный процесс изменения привычных паттернов организации собственной жизни. В то же время нельзя быть невнимательным ко всем проявлениям сопротивления, конкретные формы которого уже на стадии первичного контакта, минуя содержание предъявляемых жалоб и проблем, раскрывают природу базового личностного конфликта, амбивалентность установок в отношении терапии и терапевта, тем самым помогая терапевту определить для себя жанр психологической помощи ( консультирование, терапия и др.) и меру готовности пациента к систематической и трудной работе. [43]
Клер - Психосинтез основан на той фундаментальной предпосылке, что мы являемся целым, а не частью; тем самым мы являемся учителями и психотерапевтами своих частей, так что задача профессионала - учителя, психотерапевта и вообще ведущего - заключается в том, чтобы пробудить этот совершенно естественный учебно-психотерапевтический процесс в самом человеке. Наша задача состоит вовсе не в том, чтобы знать ответ на ваш вопрос; наша задача в том, чтобы вызвать этот правильный ответ из глубин ваших собственных ценностей, ваших собственных целей и ваших собственных средств. [44]
Техническое исследование говорит нам о том, на какой стадии находится акция. Психотерапевт выясняет историю жизни клиента, чтобы определить текущее положение. [45]