Cтраница 2
Ни Муранов, ни Правда, ни все марксисты не отвергают частичных требований. Мы отвергаем обман народа посредством болтовни о частичных требованиях, посредством реформизма. Мы отвергаем, как утопический, корыстно-лживый, построенный на конституционных иллюзиях, полный духа раболепства перед помещиками, либеральный реформизм в современной России. [16]
Азии, Африки, Европы пишет, оценивая речи на этой конференции: С империализмом, говорят нам, надо бороться; господствующие государства должны признать право подчиненных народов на самостоятельность; международный трибунал должен наблюдать за исполнением договоров, заключенных между великими державами и слабыми народами. Дальше этих невинных пожеланий конференция не идет. Так как реформистское исправление основ империализма есть обман, невинное пожелание, так как буржуазные представители угнетенных наций не идут дальше вперед, поэтому буржуазный представитель угнетающей нации идет дальше назад, к раболепству перед империализмом, прикрытому претензией на научность. Вопросы о том, возможно ли реформистское изменение основ империализма, вперед ли идти, к дальнейшему обострению и углублению противоречий, порождаемых им, или назад, к притуплению их, являются коренными вопросами критики империализма. Так как политическими особенностями империализма являются реакция по всей линии и усиление национального гнета в связи с гнетом финансовой олигархии и устранением свободной конкуренции, то мелкобуржуазно-демократическая оппозиция империализму выступает едва ли не во всех империалистских странах начала XX века. [17]
Английское правление длилось в Индии почти так же долго, как до этого правление Великих Моголов, и не прошло бесследно. Естественно, что патриотически настроенные индийцы рассматривают свою собственную историю в отрыве от истории английского народа и называют восстание сипаев войной за независимость. Но, несмотря на это, жестокая ненависть к Англии, характерная для первой половины нашего столетия, в значительной степени утихла, и мне даже кажется, что сейчас, когда уважение к Англии перестало восприниматься как раболепство перед чужеземными правителями, к этой стране относятся здесь лучше, чем к другим. [18]
И теоретические знания, и политический опыт, и организаторская ловкость, - все это вещи наживные. Но вот с конца 1897 г. и особенно с осени 1898 г. подняли в русской социал-демократии голову такие люди и такие органы, которые не только закрывали глаза на этот недостаток, но и объявили его особой добродетелью, которые возвели в теорию преклонение и раболепство перед стихийностью, которые стали проповедовать, что социал-демократы должны не идти впереди, а тащиться в хвосте движения. [19]
Теперь эти воззрения н мысли должны предварительно доказать правительству, что они нвлнютсн его воззрениями и мыслями. Ведь Гегель здесь совершенно нелепо говорит нам о государстве, как о некоем гомоном существе, хотя он как раз только собирается конструировать государство в сословном элементе. Он говорит о государстве, как о конкретном субъекте, который не считается с субъективным мнением и его доверием к себе, для которого индивиды должны еще быть познаны и испытаны. Гегель доходит здесь почти до раболепства. [20]
В разных странах эта основная фальшь каутскианства проявляется в разных формах. В Голландии Роланд-Гольст, отвергая идею защиты отечества, отстаивает единство с партией оппортунистов. В России Троцкий, также отвергая эту идею, равным образом отстаивает единство с оппортунистической и шовинистской группой Нашей Зари. В Румынии Раковский, объявляя войну оппортунизму, как виновнику краха Интернационала, в то же время готов признать законность идеи защиты отечества. Все это - проявления того зла, которое голландские марксисты ( Гортер, Панне-кук) назвали пассивным радикализмом и которое сводится к замене революционного марксизма эклектизмом в теории и is раболепству или бессилию перед оппортунизмом на практике. [21]
Твою благодарность, ибо знаю, что Ты глубоко чужд этому; напротив, цель моя - выяснить, для чего по моему собственному мнению, следовало бы мне выступить с опровержением Твоего изданного труда, имевшего огромный успех. Поэтому я настойчиво прошу Тебя и умоляю, если Ты поверил этой столь тревожащей меня молве, будь так добр, освободи меня от такого жестокого подозрения. Будь твердо убежден в том, что я отношусь к Тебе с глубоким уважением и почтительностью и что Твои творения я не только ценю, но и опираюсь на них в своей работе. Между тем я легко догадываюсь, что именно побудило моих недоброжелателей передать Тебе столь превратное обо мне мнение. В Космологии есть некоторые суждения, относительно которых я с Тобой совершенно не согласен; до сих пор я ни разу еще не дерзнул при случае выразить и обосновать мое мнение, а поскольку я отношусь с отвращением к любого рода раболепству, я откровенно поведаю Тебе, как обстоит дело, надеясь найти в Тебе самого справедливого судью. Исследуя любые явления, мы приходим к выводу, что во всяком теле не может быть никакой другой силы, кроме инерции, если только инерция может быть названа силой; ибо, если сила состоит в стремлении изменить состояние тела, инерция есть не меньше, чем сила, сохраняющая состояние покоя или простого [ равномерного прямолинейного ] движения. Однако из одной инерции я вывел не только общие правила сообщения движения, но и другие, значительно более сложные явления, полностью подтвержденные опытом. [22]
Каким может стать мир с таким большим числом очень сложных роботов. Однако представляет интерес сравнить их с двумя классическими предсказаниями будущего, опубликованными в фантастической литературе: 1984 г. и Прекрасный новый мир. Наша книга опубликована в 1984 г., а сейчас мы все больше предпочитаем использовать на наших заводах роботы, чем роботизированных людей. У нас появился новый источник рабской силы, приемлемый для наших современных чувств. Но, как однажды заметил Норберт Винер, существует парадокс, воплощенный в двух качествах раба - разуме и раболепстве. [23]
Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды псликоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70 - х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика. Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы. Теперь се мало, но она уже есть. Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами ( см. Ленин. [24]