Cтраница 3
Конституции СССР определено, что органы народного контроля в пределах своей компетенции контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата. [31]
В Отчете Центрального Комитета и в докладе о проекте новой Программы КПСС намечены главные направления в развитии социалистического государства на период строительства коммунизма: всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством; улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью. Эти процессы развития социалистического государства происходят уже сейчас на глазах у всех нас, они берут свое начало в успехах нашего коммунистического строительства, в неизмеримо возросшей политической сознательности советских людей, в большом чувстве ответственности каждого за общенародное дело. [32]
Рабоче-крестьянская инспекция как один из важнейших рычагов партии ц Советов в ведущейся ими борьбе за действительное улучшение всего аппарата может выполнить стоящие перед ней задачи только в том случае, если она будет неуклонно расширять привлечение к борьбе с бюрократизмом подлинно широких масс трудящихся, если она все в большей мере будет становиться организатором рабочих и крестьян, осуществляющих контроль над работой государственного аппарата, если она все в большей мере будет превращаться в организацию проверки беспартийными работы партийных, если через нее беспартийные рабочие и крестьяне научатся осуществлять предоставленные им в Советской республике права. Всякая иная борьба с бюрократизмом, не опирающаяся на активность и самодеятельность рабочего класса, пытающаяся подменить контроль самих рабочих и крестъя11 деятельностью одного лишь того или иного аппарата, хотя бы самого добросовестного, не может дать никаких серьезных результатов в деле действительного улучшения и коренной перестройки государственного аппарата. [33]
Рабоче-крестьянская инспекция, как один из важнейших рычагов партии и советов в ведущейся ими борьбе за действительное улучшение всего аппарата, может выполнить стоящие перед ней задачи только в том случае, если ока будет неуклонно расширять привлечение к борьбе с бюрократизмом подлинно широких масс трудящихся, если она все в большей мере будет становиться организатором рабочих и крестьян, осуществляющих контроль над работой государственного аппарата, если она все в большей мере будет превращаться в организацию проверки беспартийными работы партийных, если через нее беспартийные рабочие и, крестьяне научатся осуществлять предоставленные им в Советской республике права. Всякая иная борьба с бюрократизмом, не опирающаяся на активность и самодеятельность рабочего класса, пытающаяся подменить контроль самих рабочих и крестьян деятельностью одного лишь того или иного аппарата, хотя бы самого добросовестного, не может дать никаких серьезных результатов в деле действительного улучшения и коренной перестройки государственного аппарата. [34]
Необходимость дальнейшего развития законности в условиях зрелого социализма и строительства коммунизма диктуется следующими причинами: возросшими масштабами народного хозяйства, его централизованным и плановым ведением, дальнейшим прогрессом науки и техники, самим способом материального производства, отношениями распределения и обмена; социалистической демократией и ее углублением, усилением гарантий обогащающихся прав и свобод советских граждан, повышением роли представительных органов государственной власти; необходимостью совершенствования работы государственного аппарата, построенного по принципу демократического централизма; развитием культуры и самосознания народа, нравственным обликом советского человека, высокой политической сознательностью граждан. Социалистическая экономика объективно требует юридического опосредования имущественных и управленческих отношений, она просто не может существовать вне устойчивого правопорядка. Законность связана с общенародной демократией самыми неразрывными узами, ибо обеспечивает народовластие и незыблемость прав трудящихся, без чего немыслимы творческая инициатива широких масс, их привлечение к государственному управлению. С другой стороны, социалистическая демократия выступает как важнейшая гарантия законности. [35]
Преемники Петра до Екатерины II не внесли что-либо принципиально новое в дело социальной помощи гражданским служащим, по тем или иным причинам ушедшим в отставку. Стремясь улучшить работу государственного аппарата и привлечь в его структуры образованных представителей дворянства, правительство Екатерины II примерно вдвое повысило оклады большей части чиновничества. Но особенно важно то, что оно пошло на официальное предоставление гражданским служащим социальных гарантий их материального обеспечения в случае выхода в отставку по возрасту или болезни. В 1764 г. специальным указом Екатерины II в России впервые были введены пенсии для государственных служащих. [36]
Информационные технологии в государственном управлении ( e - Government) потенциально могут сыграть ключевую роль во внедрении идей информационного общества. Электронное правительство повышает эффективность работы государственного аппарата и производительность труда в государственном управлении. [37]
Я не буду подробно говорить о недостатках is работе партийного и государственного аппарата, так как об этом сказано в недавно принятом решении Центрального Комитета партии, с которым вы все, наверное, ознакомились. [38]
Делопроизводство является одним из средств борьбы с бюрократизмом в государственном аппарате. Бюрократизм, как порождение старой государственной системы управления, мешает работе государственного аппарата, стремясь уйти от решения вопросов по существу, спрятавшись за бумажку. Бюрократизм невозможно ликвидировать сразу, его необходимо искоренять медленным, упорным трудом: Сбросить нарыв такого рода нельзя. [39]
Партия всегда стояла и стоит на страже социалистической законности, которая является одним из ведущих принципов советского государственного управления. Социалистическая законность служит гарантией демократических прав советского народа, является обязательным условием работы государственного аппарата, могучим оружием борьбы с, бюрократизмом. [40]
Сформулированные в Программе партии требования о дальнейшем повышении роли органов Советского государства, их демократизации и усилении связи с массами имеют огромное теоретическое и практическое значение. Они вооружают советских работников знанием путей, форм и методов дальнейшего совершенствования всей многообразной работы государственного аппарата. Они отражают объективную закономерность перехода от социалистической государственности к общественному коммунистическому самоуправлению. [41]
Необходимо коренным образом перестроить работу Министерства государственного контроля СССР, чтобы оно глубоко изучало вопросы работы государственного аппарата, его структуру, проверяло, как выполняют те или иные звенья аппарата решения Партии и Правительства, ставило перед правительством большие, принципиальные вопросы улучшения и рационализации дела государственного управления. [42]
Решающее значение партийного руководства в деятельности социалистического государственного аппарата ни в коем случае не ведет к смешению функций партийных и государственных органов, а повышение роли партии в коммунистическом строительстве происходит не за счет умаления роли государственных органов. Напротив, партия своей активной деятельностью добивается повышения роли государственных органов, а следовательно, и улучшения работы государственного аппарата. [43]
Органы народного контроля осуществляют систематический контроль за ходом выполнения государственных планов и заданий, ведут активную борьбу с различного рода нарушениями действующего законодательства, выявляют резервы и принимают необходимые меры к их использованию. Кроме того, они ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлением местничества, бесхозяйственности и расточительства, попыток обмана государства, пресекают проявление бюрократизма и волокиты, добиваются совершенствования работы государственного аппарата и его удешевления, внедрения HOf, совершенствования ведомственного контроля. [44]
Контроль н проверка исполнения продолжают оставаться наиболее слабым звеном работы всей нашей государственной машины. Опыт контроля за проведением в жизнь законов об аренде и найме в крестьянском хозяйстве, опыт проверки проведения ирригации в Средней Азии, опыт проверки хода капитального строительства обнаруживают, что без систематического и организованного контроля за осуществлением партийных решений и советских законов и без обеспечения действительного доведения партийных и советских решений до конца мы не сможем добиться действительного улучшения работы всего государственного аппарата. [45]