Cтраница 2
Следует подчеркнуть, что речь идет о трактовке функций организма. Более определенно эта мысль раскрывается в другой цитате из статьи П. К. Анохина Анализ и синтез в творчестве академика Павлова. Наиболее общая характеристика его ( И. П. Павлова) отношения к исследуемым проблемам заключается в том, что самым действенным принципом изучения физиологических явлений, как он считал, является принцип мапшыпости. Этим принципом, как мы увидим ниже, легшим в основу его исключительно новаторской разработки и взглядов на работу головного мозга, он руководствовался на всем протяжении своего творческого пути, и, собственно говоря, до последних дней своей жизни оставался верен этому принципу. [16]
Принцип перераспределения функций блоков является весьма существенным для понимания трудностей, возникающих при изучении механизмов деятельности мозга. Очень часто гипотезы о возможных функциях отделов мозга возникают на основе рассмотрения структуры поведения или структуры блоков первого уровня. В действительности же оптимальная структура возникает в результате процесса синтеза нескольких уровней. При этом возникают совершенно новые функции и принципы взаимоотношения между блоками. Эти особенности функционирования нервной системы делают невозможным прямое экспериментальное выявление структуры работы головного мозга. [17]
Мы увидели, какой размах приняли исследования, ведущиеся в этом направлении, и поняли их практическое значение. Но также важным является и то, что в ходе этих исследований увеличиваются наши знания о процессах управления в живой природе, и удается все глубже проникнуть в тайны мозга человека. Исследования, проведенные естествоиспытателями вместе со специалистами в области кибернетики, позволили создать модели нейронов и нейронных сетей. Персептрон, фреймовые структуры, голографическая память, стохастические методы распознавания, машинное решение задач, операции с нечеткими множествами - все это упрощенные модели, дающие представление о существе тех или других сторон естественной интеллектуальной деятельности человека. Изучается главным образом высшая нервная деятельность человека, работа головного мозга. Столь же важным в научном плане и в практическом отношении должно быть в будущем содружество кибернетики и естествознания при изучении и других процессов управления, например процессов управления механизмом наследственности. [18]