Cтраница 1
Работа массовых библиотек на новостройках была тесно связана с борьбой за выполнение производственных планов социалистического строительства, повышение культурно-технического уровня и производственной квалификации рабочих, помогала овладению новой техникой. [1]
Дальнейшее совершенствование работы массовых библиотек связано с: 1) углублением научных основ пропаганды книги и руководства чтением ( развитие исследований социологических и психолого-педагогических аспектов библиотечного дела, внедрение в практику методов изучения читателей, эффективности воспитательной работы); 2) внедрением в практику комплексной пропаганды книги и руководства чтением с целью воспитания гармонически развитой личности; 3) совершенствованием методов пропаганды книги и руководства чтением на основе более использования рекомендательной библиогра нических средств ( радио, кино, теле ная запись и др.) и 4) повышение мастерства библиотекарей. [2]
При изучении чтения школьников важна координация работы школьных, детских, массовых библиотек и учителей. Переход группы читателей из детской библиотеки в библиотеку для юношества или для взрослых должен сопровождаться передачей материалов изучения этих читателей. [3]
В практике работы массовых библиотек оправдало себя территориальное сближение стеллажей, на которых расположены книги разных, но родственных между собой по содержанию, отделов. [4]
Достаточно сказать, что ныне только в работе массовых библиотек Министерства культуры СССР на общественных началах уже участвует около 1 5 млн. человек. Широкий актив принимает участие в работе научных и специальных библиотек. [5]
Порядок деятельности библиотек на общественных началах определяется законодательством союзных республик. В своей деятельности библиотеки на общественных началах руководствуются также инструктивно-методическими материалами, определяющими порядок работы массовых библиотек, и настоящим уставом. [6]
В середине двадцатых годов вокруг этого каталога возникла дискуссия, которая приобрела особую остроту в связи с тем, что сторонники предметного каталога рассматривали его как единственный реальный каталог, добиваясь ликвидации систематического. И если на двух конференциях науч-ных библиотек ( 1924 и 1926 гг.) к введению предметного каталога был проявлен осторожный подход, то на конференции по рационализации работы массовых библиотек, созванной Главполитаросветом и ВЦСПС в 1927 году, было вынесено более категорическое решение. Была отмечена необходимость срочного введения предметного каталога, а систематический каталог рассматривался как временное явление. [7]
Важное значение для оживления и перестройки деятельности научных библиотек имели впервые проводившиеся в 20 - е годы всероссийские совещания работников массовых и научных библиотек, на которых остро ставился вопрос о роли библиотек в научно-техническом прогрессе и подъеме культурного и образовательного уровня народа. Одновременно съезд рекомендовал широко применять в научных библиотеках большой опыт работы массовых библиотек по пропаганде книги среди трудящихся, используемые ими разнообразные массовые формы и методы продвижения литературы к рабочим и крестьянам. [8]
В 30 - е годы была проведена большая работа по перестройке деятельности научно-исследовательских центров, по приближению научной работы в области библиотековедения и библиографии к насущным задачам советских библиотек. Коренной реорганизации подвергся Институт библиотековедения, деятельность которого в основном была сосредоточена на изучении опыта работы научных библиотек и зарубежного библиотечного дела. Тематика научных работ института была перегружена второстепенными и чисто техническими вопросами библиотечного дела и не отражала проблем, связанных с работой массовых библиотек по пропаганде книги среди читателей и руководству их самообразованием и чтением. [9]
Как научно-методические центры областные библиотеки наиболее приближены к массовым библиотекам страны. Они имеют возможность непосредственно влиять на постановку работы городских, районных, а при помощи последних, и сельских библиотек. Жизнь требует, чтобы в сферу организационно-методического руководства областных библиотек вошли такие проблемы, как повышение идейно-теоретического уровня и совершенствование методов работы массовых библиотек по руководству чтением и пропаганде книги, упорядочение книжных фондов и руководство комплектованием массовых библиотек, рациональная организация сети библиотек в городах и селах на основе принципов единой системы библиотечного обслуживания населения. В области методического руководства библиотечным делом именно методическая деятельность областных библиотек позволила организовать в широких масштабах выявление, изучение и - распространение передового опыта массовых библиотек. [10]
Первыми документами, выражающими суть библиотечной политики советского государства, были декреты 1918: О постановке библиотечного дела и Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР, которыми была фактически узаконена национализация библиотечного дела. О работе массовых библиотек предписало организовать республиканские ( АССР), краевые и областные научные библиотеки в качестве центров методической работы и обслуживания массовых библиотек в области библиографии. [11]