Cтраница 1
Философский анализ коммуникации, осуществляемый в рамках различных школ, сопряжен с понятием дискурс. В немецкоязычном словоупотреблении дискурс - подчиненное понятие по отношению к понятию диалога: дискурс есть диалог, ведущийся с помощью аргументов. Хабермаса и К.О. Апеля дискурс - форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания, явным или неявным образом содержащие притязания на общезначимость. [1]
Философский анализ информации - центральное понятие кибернетики. [2]
Философский анализ религии складывается в европейской культуре, начиная с XVII-XVIII века, он является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теологическим и философским начинает формироваться научный подход. В чем же заключается различие между философским и научным подходом в исследовании религии. Это различие состоит как в предметной сфере, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. [3]
Философский анализ природы разума, сознания позволяет сделать вывод о возможностях современной науки в создании искусственного интеллекта. Взгляды различных ученых на производство знания, освещены понятием рефлексия как одним из составляющих интеллектуальной деятельности, с помощью которого реализуются математическо-технические системы искусственного интеллекта, осуществляется обработка естествен ного языка и распознавание речи. [4]
Философский анализ фундаментальных понятий математики играл и играет важнейшую роль в ее развитии. В этой книге, однако, взаимодействие философии и ма тематики будет рассмотрено с другой стороны: нас будут интересовать возможности применения математических понятий и методов к анализу некоторых проблем теории познания. В этом отношении довольно ободряющий пре цедент создает логика, дающая в некотором роде клас - j сический пример обособления исследования формаль - j нош, структурной проблематики от целостного, сон держательного взгляда на предмет. [5]
Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, - в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе. [6]
В философском анализе семантических и прагматических концепций информации сделано гораздо меньше. Между тем этот анализ имеет важное логико-гносеологическое и логико-методологическое значение. Особенно существенно раскрыть принципиальный смысл теорий семантической информации, поскольку они должны предшествовать достаточно богатым прагматическим теориям и необходимы для исследования интеллектуальной коммуникации. [7]
Вполне уместен философский анализ этого умения, но такой анализ находится вне области математики, физики или статистики. Философское рассмотрение оснований теории вероятностей должно быть отделено от математической теории вероятностей и математической статистики в такой же мере, как рассмотрение наших интуитивных представлений о пространстве отделяется теперь от геометрии. [8]
Но тем не менее философский анализ может и должен затрагивать общие теоретические проблемы частных наук, и не только их, но и самые разные конкретные стороны природной, социальной и духовной действительности. Что касается проблем, то этот анализ нацелен непосредственно не на частные проблемы сами по себе, а на гипотезы и теории, разрабатываемые естествоиспытателями и непосредственно связанные с этими проблемами. Подобную работу совершает и сам естествоиспытатель. Как отмечает Е. С. Жариков, в научном поиске часто возникают ситуации, когда решение научной проблемы, возникшей в пределах данной науки и исследуемой методом данной науки, заходит в тупик. [9]
В книге дан философский анализ пьесы. [10]
Иногда в обосновании преобладает философский анализ, тогда именно из него вытекают принципы, согласно которым можно строить педагогику - здесь уместно вспомнить, что сочинение С. И. Гессена Основы педагогики имеет подзаголовок Введение в прикладную философию. Иногда семейство педагогических принципов задается в большей мере психологией, нежели философией, и тогда, соответственно, педагогика оказывается прикладной психологией - именно в таком смысле говорят, например, о педагогике бихевиоризма, имеющей, кстати сказать, довольно большой авторитет в мире. Попытки строить педагогику на фундаменте естественных наук пока что не привели ни к какому серьезному результату, а декларации о ее научной самостоятельности звучат довольно нелепо и претенциозно. [11]
С этой точки зрения философский анализ понятия информации решает вполне определенную позитивную задачу в современной науке. [12]
И здесь использование средств философского анализа, обращение к многовековому опыту философских размышлений становится не просто желательным, а существенно необходимым для поиска и обоснования разумных и вместе с тем подлинно гуманных позиций при столкновении с этими проблемами в сегодняшнем мире. [13]
Строгая проработка методологических основ дисциплины, философский анализ ее основных предпосылок и исходных положений тем более необходим в хронометрии, объектом внимания которой являются количественные аспекты одной из фундаментальных категорий современной науки и количественные свойства понятия, с которым неразрывно связано все человечество на протяжении всей своей истории. Тесная связь и взаимообусловленность уровня временных представлений человечества и успехов хронометрии на всем протяжении ее истории была достаточно подробно прослежена во введении; на тесную связь этих вопросов указывают и современные исследователи проблем времени. [14]
Наконец, актуален и еще один аспект философского анализа - культура и общество, культура и история. Какое воздействие оказывает культурный процесс на общественную динамику. [15]