Cтраница 2
Системный дизайн - это особый вид творческого проектирования, включающий в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования. Логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке позволяет с наибольшей вероятностью гарантировать адекватное конкретному объекту решение извечной проблемы дизайна - соотношения утилитарного ( эффективность, экономичность, комфорт, безопасность) и прекрасного ( эстетическая выразительность, образность, способность вызывать положительные эмоции и ассоциации), при котором красота основана на осознании функций объекта и служит для их максимального выполнения. Таким образом, системный дизайн выступает как некий универсальный способ организации практически любого вида деятельности. [16]
Данная методика была воспринята как интересная теория и в лучшем случае использовалась как один из инструментов, способный реорганизовать работу коллектива на научной основе. Именно в таком качестве пытались ввести системный дизайн в практику работы редакций периодических изданий и издательств. [17]
Своеобразие российского рынка и особенности массовой аудитории не позволяют сегодня полностью использовать модель рекламы, разработанную западными исследователями на основании вековой истории развития рекламы в условиях свободного рынка. Следовательно, для создания рекламы, которая вызывает у реципиента положительные эмоции и достигает планируемого результата, необходимо учитывать особенности российских реалий и соответствующим образом адаптировать достижения мировой рекламной практики. Сложность проблемы предполагает анализ рекламы как целостноструктурирс-ванного объекта системного дизайна, который является одним из перспективных направлений организации творческого проектирования и уже апробирован в художественном конструировании книг и композиционно-графическом моделировании периодических изданий - двух наиболее близких газетной рекламе видах деятельности. [18]
Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Их деятельность позволила уже в начале 80 - х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности. [19]
Разработка образного решения, его визуализация в структуре и композиции рекламы представляют собой отдельные этапы единого процесса создания эффективного обращения. Практика работы большинства современных рекламных агентств включает в себя, как правило, только два последних звена этой цепочки как друг с другом не согласованные, различные виды работ. Подобная искусственная разобщенность частей единого процесса рекламирования существенно влияет на эффективность работы, давая повод критически относиться к рекламным публикациям. Логично объединить их в целостный комплекс, используя методики системного дизайна. [20]
Однако опальный в течение последних лет общий термин дизайн очевидно оставался нежелательным. При общности методики в ее использовании в данном случае существуют принципиальные отличия, главное из которых заключается в том, что, разрабатывая дизайн-систему книги, мы выполняем проект для единичного объекта ( даже если это серийное издание или собрание сочинений, каждый раз вносятся определенные коррективы), а газета, являясь одним и тем же объектом, существует во множестве продолжающихся номеров. Система должна быть разработана с учетом этого множества. Таким образом, предметом системного дизайна в данном случае является целостно-структурированная модель издания. [21]