Cтраница 3
С тех пор как британский империализм навязал нашей стране раздел, вот уже в течение 44 лет власть в Северной Ирландии находится в руках реакционной юнионистской партии, которая поддерживает политику британского империализма. С целью сохранения своей власти она проводит политику, направленную на то, чтобы разобщить наш народ по политическим и религиозным признакам, опирается на антидемократические законы и противодействует разрешению национального вопроса. Ее экономическая политика основывается на частном предпринимательстве и на выделении огромных сумм из государственных средств в качестве субсидий для привлечения иностранных монополий. [31]
Великий Ленин учил, что без революционной теории не может быть и революционного движения. Партия, В. И. Ленин разработали такие коренные проблемы марксистской теории, как: о путях пролетарской революции и освободительной борьбы, мирном и немирном путях развития революции, союзе рабочего класса и крестьянства в революционной борьбе, диктатуре пролетариата и руководящей роли партии в революции и социалистическом строительстве, возможности построения социализма первоначально в одной стране, путях создания социалистической экономики, приобщении к строительству социализма крестьянства и интеллигенции, разрешении национального вопроса, о содержании и методах осуществления культурной революции и другие. [32]
Смело смотреть фактам в лицо. Разрешение национального вопроса в Советском Союзе является одним из самых поучительных фактов современности. Полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом. Данное, являющееся материалом для какого-н. [33]
Декларация давно сделана по национальному вопросу. Имеется великолепная формула разрешения национального вопроса, надо только практически проводить ее в жизнь. Поскольку вопрос стоит практически, мы и должны будем определять, каким образом подходить к этому вопросу, и оформлять отношения национальностей как державных, так и угнетенных в прошлом. [34]
Ленин подчеркивает необходимость полного единства революционной армии пролетариата различных национальностей в борьбе за полную демократизацию страны. Лишь на этой основе является возможным разрешение национального вопроса, как это имеет место в Америке, Бельгии и Швейцарии. Докладчик полемизирует с положениями Реннера по национальному вопросу и резко выступает против лозунга культурно-национальной автономии. Некоторые в России утверждают, что дальнейшее развитие России пойдет по австрийскому пути, пути гнилому и медленному. Образцом для нас должна быть социал-демократия на Кавказе, которая вела пропаганду одновременно на грузинском, армянском, татарском и русском языках. [35]
Его экономической основой является социалистическая собственность на средства производства, социалистические производственные отношения; его политическую основу составляет социалистическое государство, система социалистической демократии. Одним из необходимых условий и неотъемлемой чертой такого единства об-ва является разрешение национального вопроса. Идейную основу социального единства об-ва составляет марксизм-ленинизм - идеология рабочего класса, становящаяся с построением социализма идеологией всего народа. Социально-политическое и идейное единство советского об-ва ярко проявляется, напр. [36]
Как указывали основоположники научного коммунизма, централизм способствует устранению существующей раздробленности, политической обособленности отдельных областей государства, создает необходимые условия для развития крупной индустрии, является предпосылкой сплочения и организованности пролетариата для проведения революционных преобразований. Энгельс допускали воэмож - н аС1Ь обр43 щ дер адии; в тех случаях - когда она диктуется необходимостью разрешения национального вопроса в многонациональном государстве. [37]
История - ( того проекта делится на два этапа. Первый - это период борьбы за установление и упрочение Советской власти в Поволжье / I Приуралье и начала гражданской войны, период первоначального опыта разрешения национального вопроса. Второй этап - это период организации отдельной Башкирской автономной республики, период, когда стало ясно, что наиболее целесообразной формой самоопределения народов Татарии и [ эашк. [38]
В эпоху II Интернационала национальный вопрос, суженный в своем объеме до крайности, рассматривался обычно сам по себе, вне связи с грядущей пролетарской революцией. Молчаливо предполагалось, что национальный вопрос решится естественно, до пролетарской революции, путем ряда реформ в рамках капитализма, что пролетарская революция может быть проведена без кардинального разрешения национального вопроса и, наоборот, национальный вопрос может быть разрешен без низвержения власти капитала, без и до победы пролетарской революции. Этот в сущности империалистический взгляд на вещи проходит красной нитью через известные труды Шпрингера и Бауэра по национальному вопросу. [39]
По инициативе Гарибальди был создан Центральный унитарный кодаггет, призванный руководить национально-освободительной борьбой. В 1865 г. мадзинисты, создав повстанческие комитеты в Венецианской области, начали подготовку восстания, которое они намечали на весну 1866 г. В этой обстановке правительство снова обратилось к дипломатическим средствам разрешения национального вопроса. [40]
Одним из проектов самоопределения народов Поволжья и Приуралья было Положение о Татаро-Башкирской Советской Республике. Первый этап охватывает период с марта 1918 г. по март 1919 г., т.е. до образования Башкирской АССР. Это был период первоначального опыта разрешения национального вопроса среди народов Поволжья и Приуралья и на этом этапе Советское правительство положительно восприняло проект образование объединенной Татаро-Башкирской Советской Республики. Второй этап - это период, наступивший после образования самостоятельной автономии башкирского народа и до отмены проекта о Татаро-Башкирской республике, т.е. до декабря 1919 г. На этом этапе стало ясно, что наиболее целесообразной формой самоопределения народов Татарстана и Башкортостана является их раздельная автономия. [41]
Да, верно / Ибо в своей речи Семич не сделал даже отдаленного намека на то, что международная обстановка в современных условиях, особенно в отношении Югославии, является важнейшим фактором в деле разрешения национального вопроса. Тот факт, что само югославское государство сложилось в результате свалки двух основных империалистических коалиций, что Югославия не может выскочить из той большой игры сил, которая происходит ныне в окружающих государствах империализма, - все это осталось вне поля зрения Семича. Ссылка Семича на то, что он вполне мыслит известные изменения в международной обстановке, в силу которых вопрос о самоопределении может стать вопросом актуально-практическим, - эта ссылка должна быть признана теперь, в данной международной обстановке, уже недостаточной. Дело теперь вовсе не в том, чтобы признать, при известных изменениях в международной обстановке возможного и далекого будущего, актуальность вопроса о праве наций на самоопределение, - это могли бы перспективно признать теперь, в случае нужды, даже буржуазные демократы. Дело теперь не в этом, а в том, чтобы не превращать нынешние, сложившиеся в результате войн и насилий, границы югославского государства в исходный пункт и законную базу разрешения национального вопроса. Югославии, является привеской к национальной программе, бледно вырисовывающейся из далекого будущего, либо он является основой национальной программы. [42]
Буржуазия и сейчас хочет спекулировать на нем. И вот мы должны построить нашу тактику так, чтобы использовать это орудие и вырвать его у буржуазии. Бебель сказал: если нужно для революции, и черта, и чертову бабушку гладьте по голове. Уступки бывают другой раз опасными. А идя на уступки в разрешении национального вопроса, мы должны с особой осторожностью подойти к вопросу. Но другой раз бывает так, что приходится в силу необходимости, исходя из тактических соображений, уступать. Ленина, который наивным товарищам, когда они задали вопрос: что такое коммунистическая мораль. Вот как нужно подойти к этому вопросу. [43]
Башкирская мелкобуржуазно-крестьянская масса служила питательной почвой для мелкобуржуазных течений. Грабеж в прошлом башкирских земель русскими колонизаторами сделал крайне ощутительным в Башкирии земельный вопрос, ставший ядром национального вопроса. Последний в целом вызывал со стороны башкир острую реакцию. Но широкие слои башкирского народа еще не были подготовлены к сознательному участию в деле разрешения национального вопроса, к тому, чтобы поставить перед собой и ответить на вопрос: кто же их грабит и угнетает - русский ли народ или русские помещики и капиталисты. [44]
Закавказье состоит из трех республик, имеющих в своем составе десять национальностей. Резня в начале и в конце 1905 года в Азербайджане вам тоже известна. Это тоже, конечно, известная форма разрешения национального вопроса. [45]