Cтраница 1
Разрушение бурильных труб по замковым резьбам под действием статических нагрузок - явление чрезвычайно редкое. [1]
Причинами разрушений бурильных труб, являются вмятины, зазубрины и другие повреждения, образующиеся при свинчивании и развинчивании их ключами с плашками. [2]
Это подтверждается частыми случаями разрушения бурильных труб при проводке скважин. Аварии с элементами бурильной колонны составляют 23 % от общего числа аварий в бурении. Учитывая, что общее аварийное время в балансе времени бурения составляет около 9 %, убытки от поломки бурильных труб довольно значительны. Необходимо отметить, что за последние 7 - 8 лет в связи с ростом глубин бурения имеет место тенденция к росту аварийности с бурильны-ными трубами. [3]
Причины, приводящие к разрушению бурильных труб в глубоком бурении, можно разделить на четыре основные группы. [4]
Исследования поверхности ниток резьбы после разрушения бурильных труб в процессе испытания на воздухе подтверждают наличие на рабочих поверхностях продуктов фреттинг-кор-розии и питтингов с выходящими из них микротрещинами. [5]
Коррозия под действием буровых растворов является одной из основных причин разрушения бурильных труб. Например, статистикой установлено, что при роторном бурении примерно 60 % - всех аварий происходит вследствие нарушения прочности бурильных труб. Поломки в большинстве случаев происходят в процессе проводки скважин и реже при спуско-подъемных операциях и носят усталостный характер. В результате воздействия буровых растворов происходит интенсивная коррозия и гидроабразивный износ проточной части рабочих ступеней турбобура. Коррозионное разрушение опорных элементов шарошечных долот является одной из причин снижения долговечности также и бурового инструмента. [6]
Некоторые зарубежные авторы считают, что одной из основных причин разрушения бурильных труб является коррозия. Особенно опасные условия создаются в скважинах с высокими забойными температурами и агрессивными буровыми растворами. В частности, К. Е. Ватман [16] приводит данные, свидетельствующие о том, что на виды аварий с бурильными трубами, связанными с коррозией, приходится 64 % всех аварий. Однако-данные по авариям бурильных труб не полностью отражают действительные потери от коррозии. При работе ЛБТ коррозионное поражение труб проявляется довольно явно. Поэтому в целях предупреждения аварий значительная часть их отбраковывается. [7]
Коррозия под действием буровых растворов является одной из основных причин разрушения бурильных труб. Например, статистикой установлено, что при роторном бурении примерно 60 % всех аварий происходит вследствие нарушения прочности бурильных труб. Поломки в большинстве случаев происходят в процессе проводки скважин и реже при спуско-подъемных операциях и носят усталостный характер. В результате воздействия буровых растворов происходит интенсивная коррозия и гидроабразивный износ проточной части рабочих ступеней турбобура. Коррозионное разрушение опорных элементов шарошечных долот является одной из причин снижения долговечности также и бурового инструмента. [8]
Поскольку работоспособность бурильной колонны определяется не накопленной в процессе эксплуатации пластической деформацией, а опасностью разрушения бурильных труб, то при эксплуатации ЛБТ при температурах, превышающих 140 С, их целесообразно рассчитывать по пределу длительной прочности. Пользуясь этими данными, можно ориентировочно прогнозировать безопасные температурно-силовые условия эксплуатации. [9]
Результат коррозионного воздействия атмосферы ( а и промывочной жидкости ( б на внутреннюю поверхность трубы. [10] |
Из сказанного следует, что ни одной из известных и наиболее часто имеющих место в практике причин разрушения бурильных труб в ненарезанной части нельзя объяснить поломки описанных выше труб. В результате повторного тщательного осмотра образцов было установлено, что в данном случае поломка труб связана с усталостным разрушением стали, источником которого является коррозия внутренней поверхности труб. [11]
Аварийные работы по ликвидации рассмотренных выше явлений заклинивания или прихвата включают в себя различные методы, суть которых сводится к снижению сил сопротивления перемещению бурильной колонны: интенсивная промывка, установка различного вида ванн ( водяных, нефтяных, кислотных), расхаживание и отбивка колонны ротором при небольших осевых перегрузках и др. Если принятые меры не приводят к ликвидации аварийной ситуации, прибегают к нагружению бурильной колонны дополнительной осевой нагрузкой в сочетании с вращающим моментом, передаваемым на бурильную колонну ротором. Очевидно, что сочетание этих нагрузок должно быть строго регламентировано с тем, чтобы не произошло разрушение бурильных труб или их соединений. [12]
С увеличением Рд возрастают напряжения сжатия в нижней части бурильной колонны и изгиба, а с повышением п - напряжения изгиба и частота продольных, а также крутильных колебаний, что может ускорить разрушение бурильных труб и особенно резьбовых соединений. [13]
Взаимосвязь между скоростью вращения шарошечного долота диаметром 214 мм и удельной осевой нагрузкой при роторном бурении. [14] |
Для роторного бурения специфичным является зависимость сочетания осевой нагрузки и скорости вращения не только от механических свойств породы, прочности и долговечности самого долота, но и от прочности и жесткости бурильной колонны. С увеличением осевой нагрузки возрастают напряжения сжатия в нижней части бурильной колонны и изгиба, а с повышением скорости вращения - напряжения изгиба и частота продольных, а также крутильных колебаний, что может ускорить разрушение бурильных труб и особенно резьбовых соединений. Для безопасности работы обычно при увеличении осевой нагрузки снижают скорость вращения долота. [15]