Cтраница 2
В истории развития отечественных поисково-разведочных работ на нефть первое место принадлежит Бакинскому нефтяному району. Систематические геологические исследования Апшерон-ского полуострова, где первоначально была сосредоточена вся нефтяная промышленность Бакинского района, были начаты примерно с 1900 - 1901 гг. и связаны с деятельностью Д. В. Го-лубятникова, Н. И. Андрусова, Н. И. Ушейкина, которыми были разработаны стратиграфия третичных отложений, составлен подробный разрез продуктивной толщи, установлены основные элементы тектоники и даны основные представления об условиях залегания нефти на месторождениях полуострова. [16]
Добыча нефти на территории Советского Союза первоначально развивалась на Апшеронском полуострове ( Бакинский нефтяной район), в районе Майкопа, Грозного, в бассейне реки Печоры. [17]
В дореволюционной России развитие нефтяной промышленности и транспорта было связано только с развитием Бакинского нефтяного района. [18]
Условия работы гидропоршневых насосных агрегатов в Башкирии не так разнообразны, как в Бакинском нефтяном районе. Существенно отличаются лишь условия работы агрегатов в скважинах девонских месторождений от условий работы их в скважинах угленосных месторождений, но и то главным образом лишь из-за различия в качестве нефти и величине газового фактора. Действительно, хотя глубина залегания продуктивных пластов месторождений этих двух типов отличается существенно ( у угленосных около 1000 м, а у девонских - 1500 н - 2000 м), глубина динамических уровней в скважинах месторождений обоих типов примерно одинакова, так как пластовое давление девонских месторождений поддерживается на высоком уровне при помощи заводнения. Наличие высоких динамических уровней позволяет обеспечивать большое погружение агрегатов в целях увеличения коэффициента наполнения, так как скважины девонских месторождений имеют большие газовые факторы. [19]
Мы рассмотрели аппаратуру и системы автоматического регулирования режимов работы гидропоршневых насосных установок, применение которых целесообразно в Бакинском нефтяном районе, поскольку здесь сохранилось еще много компрессорных станций и разветвленная сеть воздуховодов, а наиболее эффективными, по-видимому, будут групповые установки. Нормальной работе пневматической системы автоматического регулирования здесь не препятствуют и климатические условия. Однако применение пневматических систем регулирования в восточных нефтяных районах Советского Союза едва ли будет возможно. Основные препятствия для применения их здесь следующие: 1) отсутствие компрессорного хозяйства; 2) преимущественное применение индивидуальных гидропоршневых насосных установок, удаленных на значительные расстояния друг от друга; 3) суровые зимние климатические условия, осложняющие эксплуатацию пневматических систем. [20]
Опыт показал, что, если на устья скважин установлены специальные мачты-подъемники, работы по замене вышедших из строя погружных агрегатов могут почти полностью выполняться одним оператором. В условиях Бакинского нефтяного района, где требуется сравнительно частая смена погружных агрегатов, целесообразна установка мачт-подъемников на каждой скважине, эксплуатирующейся гидропоршневым насосным агрегатом, так как работы по демонтажу, перевозке и установке таких мачт на устье очередной скважины для проведения спуско-подъемных операций довольно трудоемки. Операции по замене погружного агрегата проводятся в следующем порядке. Погружной агрегат останавливается путем закрытия доступа к нему рабочей жидкости из магистрали высокого давления. Затем четырехходовой кран в головке устья скважины из положения работа ставится в положение подъем, а напорная линия, идущая к скважине, подключается к специальной линии, предназначенной для проведения спуско-подъемных операций. [21]
Важнейшие нефтяные месторождения нашей страны расположены в районах Западной Сибири, Казахстана, Коми АССР, Татарской и Башкирской АССР. Эксплуатируются месторождения в Бакинском нефтяном районе, Ставропольском н Краснодарском краях, на Западной Украине и острове Сахалин. [22]
Любой ремонт погружного оборудования связан с остановкой скважины. Однако в тяя елых условиях Бакинского нефтяного района борьба за увеличение межподъемного периода работы погружных агрегатов представляет нелегкую задачу. [23]
Устойчивость установленной средней скорости поршней двигателей как в индивидуальных, так и в групповых установках обеспечивается стабилизаторами, которые поддерживают перепад давления в дросселях на постоянном уровне. В установках, работающих в Бакинском нефтяном районе, стабилизация осуществляется с помощью дросселя, снабженного мембранным исполнительным механизмом ( МИМ) с пневматическим приводом, получающим импульсы от датчика - расходомера дроссельного типа. Достоинством дроссельного способа регулирования является простота монтажа и эксплуатации регулирующей аппаратуры. [24]
Это событие произошло раньше, чем Бакинский нефтяной район окончательно вошел в состав Российской империи ( 1803 - 1813 гг.) и, следовательно, европейский Север России может по праву считаться нефтяной колыбелью страны. [25]
Особенно-густая сетка размещения скважин характерна для Бакинского нефтяного района, где месторождения отличаются большим количеством продуктивных пластов. Одновременно следует отметить, что продуктивные пласты сложены здесь рыхлыми породами и поэтому добываемая из скважин жидкость содержит большое количество механических примесей, главным образом песка. Часто отмечается образование нефтяных эмульсий. [26]
Системы автоматического регулирования расхода и давления с применением указанных выше приборов и механизмов широко распространены в нефтяной промышленности. По предложению института НИПИнефтехимиавтомат эти системы были приняты и для автоматического регулирования режима работы индивидуальных и групповых гидропоршневых насосных установок, работающих в Бакинском нефтяном районе. Основное отличие в условиях работы системы регулирования гидропоршневой насосной установки от условий работы такой же системы, применяемой, например, на нефтеперерабатывающем заводе, состоит в том, что в данном случае через сужающее устройство расходомера проходит сравнительно небольшой расход сырой нефти, имеющей довольно большую вязкость. Это значит, что поток жидкости, проходящей через сужающее устройство расходомера, имеет небольшое значение числа Рейнольдса. Между тем, как отмечалось уже нами выше, при малых значениях числа Рейнольдса коэффициент расхода жидкости через сужающее устройство не является величиной постоянной, как это наблюдается при больших значениях его. Следовательно, в данном случае расходомер такого типа не может служить достаточно точным измерителем абсолютной величины расхода жидкости. Однако этот недостаток не мешает его использованию в качестве датчика для регулятора расхода, так как задание на стабилизацию режима работы погружного агрегата устанавливается с помощью ручного задатчика по числу ходов агрегата, определяемому каждый раз при изменении режима работы его. Кроме того, имеется возможность путем улучшения конструкции сужающего устройства значительно повысить стабильность и точность измерений расходомерами этого типа. Точные измерения расхода рабочей жидкости необходимы для контроля за работой гидропоршневой насосной установки. [27]
Кроме задач, связанных с поисками, разведкой и разработкой морских нефтяных месторождений, бурение на море может производиться со специальной целью изучения глубинных зон земной коры. Бурение этой скважины, как и следовало ожидать, проектируется не с основания, связанного с дном моря, а по принципу бурения мелких скважин с баркаса, впервые методически разработанному в Бакинском нефтяном районе и давно нашедшему широкое применение при картировании подводных структур Апшеронского архипелага. Принцип этот заключается в том, что с морского судна на оборудованном агрегате осуществляется бурение во вспомогательной колонне, которая, углубившись в ил, одним концом упирается в дно моря, а другим находится над водной поверхностью, изолируя тем самым всю водную среду. [28]
Добыча нефти через скважины произвела невиданную промышленную революцию: вокруг Баку выросли леса буровых вышек. Монопольное положение Бакинского нефтяного района было поколеблено лишь в 20 - 60 - х гг. нашего столетия, когда появился Урало-Понолжский район, образно названный Вторым Баку, а затем и Западно-Сибирский - третий по счету и пока самый богатый нефтегазоносный район. Его редко называют Третьим Баку, но таковым по своему значению он несомненно является. [29]
По их инициативе в начале 20 - х годов текущего столетия было создано московское отделение Геологического комитета. Они проводили геологические изыскания в Бакинском нефтяном районе, руководили поиском железной руды в районе Курска: И. М. Губкин был председателем комиссии по изучению КМА, А. Д. Архангельский - руководителем геологического отдела. [30]