Cтраница 2
По профилю зуба различают зацепления эвольвент-ные и циклоидальные. В машиностроении наиболее распространены зацепления с эвольвентным профилем зуба, в точной механике находят применение циклоидальные зацепления. По расположению венцов различаются зацепления внешние и внутренние. [16]
Кинематические схемы долот типа М обеспечивают качение шарошек по забою со значительным проскальзыванием зубьев вследствие увеличенной величины смещения осей шарошек относительно оси долота и в. Поэтому зубья работают не только с элементами скалывания, но и с элементами резания. Все новые конструкции двухшарошечных долот имеют самоочищающуюся схему расположения венцов на основном конусе шарошек. Калибровку диаметра скважины осуществляет наплавленный спой крупнозернистого, сплава на затылочном конусе шарошек. Двухшарошеч-ные долота типа М разработаны диаметрами 112 132 и 151 мм. [17]
При профилировании накатного инструмента условия зацепления его и шарошки приближены к зацеплению конической пары зубчатых колес. Необходимо определить точку венца В через которую пройдет образующая начального конуса с целью получения минимальной погрешности. Как показано на рис. 23, этим условиям отвечает точка F. Проводя дальнейшую аналогию с коническим зацеплением, можно геометрически построить профиль зуба, соответствующий зацеплению конических зубчатых колес. Полученная схема дает представление о новом зацеплении, положенном в основу проектирования накатного многовенцового инструмента. Зуб нового профиля как бы срезан по вершине и торцу. Подобные зацепления используются в производстве, они работоспособны. Данная схема подтверждает возможность создания инструмента для одновременного накатывания трех-венцовых шарошек с расположением венцов на различных конических поверхностях. [18]