Cтраница 1
Народная расправа, автором Катехизиса революционера, в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. [1]
Когда один из членов руководящего кружка Народной расправы студент Иванов решил выйти из организации, Нечаев с помощью других сочленов просто его убил. [2]
Прыжов Иван Гаврилович ( 1827 - 1885) - с 1869 г. член Народной расправы. По делу нечаевцев осужден на 12 лет каторги и вечное поселение в Сибири. [3]
Но наиболее выпукло генеральство от революции, презрение к человеческому достоинству воплотились в Катехизисе революционера С. Г. Нечаева и созданной им организации Народная расправа. [4]
В 1868 - 1869 гг., в связи со студенческими волнениями в Петербурге, вольнослушателем Петербургского университета С.Г. Нечаевым совместно с молодым журналистом П.Н. Ткачевым был создан нелегальный кружок, который под именем Народная расправа издал ряд воззваний для распространения среди студенчества. В марте 1869 г. кружок был разгромлен. При содействии Бакунина им был составлен Катехизис революционера. Революционер - говорится в Катехизисе-человек обреченный. У него нет своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанности, ни собственности, ни даже имени. Все нем поглощено единым исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью-революцией... Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях внешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все то, что способствует торжеству революции. [5]
Нечаев, Сергей Геннадиевич ( 1847 - 1882) - русский революционер-заговорщик, участник студенческого движения в Петербурге в 1868 - 1869 гг., в 1869 - 1871 гг. был тесно связан с Бакуниным, создал тайную организацию Народная расправа ( 1869), в 1872 г. выдан швейцарскими властями русскому правительству, умер в Петропавловской крепости. [6]
Деятельность его кружка, который сам Нечаев предпочитал называть обществом Народная расправа, - прекрасный пример того, куда может завести аморальность, возведенная в принцип. [7]
Орлеанистская реакция слишком раскрыла свои карты, и республиканская часть буржуазии начинает терять терпение. Здешний муниципальный совет, состоящий из весьма мирных людей, дошел до того, что в принятом голосованием обращении к правительству требует устранения всех преступников, понимая под преступниками всех, тормозящих оборону и мечтающих о реставрации монархии. Легитимисты, орлеанисты и им подобные объяты страхом, они сознают свой провал и даже побаиваются народной расправы, ибо народ начинает сам вершить свой суд. [8]
Из потомственных дворян, окончил военное училище и недолго служил в армии. Уехал за границу, где знакомится с коммунистами, анархистами и др. За активное участие в событиях 1848 - 1849 гг. дважды приговаривался к смертной казни саксонским и австрийским судами, выдан царскому правительству, в 1861 г. бежал за границу. Сотрудничал с Герценом и Огаревым, налаживал связи с революционной организацией Земля и воля в России, вступил в Международное товарищество рабочих ( Интернационал) в год его основания и создавал тайные общества ( альянсы) - Безуспешно пытался осуществлять свои идеи в России с помощью заговорщицкой организации С. Г. Нечаева Народная расправа и во время восстаний в Лионе ( 1870) и Болонье ( 1874), в которых принимал участие. [9]
Бакунизм близок прудонизму - мелкобуржуазному течению, отражавшему идеологию мелкого разорившегося собственника. Программа заговорщического общества была ими изложена в Революционном катехизисе. Однако ему удалось организовать лишь ряд кружков в Москве. Народная расправа была вскоре обнаружена и в декабре 1809 года разгромлена царским правительством. Теория и тактика бакунистов была резко осуждена К. [10]
Это указание я сделал в ответ на его слова: Мы обезвредим национализацию. Чтобы обезвредить ее, надо было бы придумать гарантию против реставрации, - сказал я, - а такой гарантии у вас быть не может. A FJHK как, - продолжал я, - вы не можете дать такой гарантии и никакая человеческая сила не может дать ее, - то ваша идея национализации остается идеей вредной и опасной в политическом отношении. Он сам признал, что у нас нет абсолютной гарантии против реставрации, что у нас может быть только относительная гарантия, состоящая в беспощадной народной расправе, но во Франции в 1793 г. имела место беспощадная народная расправа, однако же она но предотвратила реставрации. Я знаю историю французской революции и говорю: нам нужна такая программа, которая была бы подкована на все четыре ноги; наша обязанность заключается в том, чтобы довести до минимума вредные последствия реставрации. [11]
Это указание я сделал в ответ на его слова: Мы обезвредим национализацию. Чтобы обезвредить ее, надо было бы придумать гарантию против реставрации, - сказал я, - а такой гарантии у вас быть не может. A FJHK как, - продолжал я, - вы не можете дать такой гарантии и никакая человеческая сила не может дать ее, - то ваша идея национализации остается идеей вредной и опасной в политическом отношении. Он сам признал, что у нас нет абсолютной гарантии против реставрации, что у нас может быть только относительная гарантия, состоящая в беспощадной народной расправе, но во Франции в 1793 г. имела место беспощадная народная расправа, однако же она но предотвратила реставрации. Я знаю историю французской революции и говорю: нам нужна такая программа, которая была бы подкована на все четыре ноги; наша обязанность заключается в том, чтобы довести до минимума вредные последствия реставрации. [12]
Как организовать этот протест, это должны решить местные социал-демократические организации и рабочие группы. Раздача, разбрасывание, расклейка листков, устройство собраний, на которые были бы приглашаемы по возможности все классы общества, - таковы наиболее доступные формы протеста. Но было бы желательно, чтобы там, где есть крепкие и прочно поставленные организации, была сделана попытка более широкого и открытого протеста посредством публичной демонстрации. Хорошим образчиком может служить харьковская демонстрация 1-го декабря прошлого года перед редакцией Южного Края. Перед редакцией собралась толпа, которая торжественно предавала разодранию номера Южного Края, привязывала их к хвостам лошадей, обертывала в них собак, бросала камни и пузырьки с сернистым водородом в окна с кликами: долой продажную прессу. Вот какого чествования поистине заслуживают не только редакции продажных газет, но и все наши правительственные учреждения. Юбилей начальственного благоволения празднуют они лишь изредка - юбилея народной расправы заслуживают они всегда. [13]
Бакунизм - точение, названное по имени М. А. Бакунина, идеолога анархизма и ярого врага марксизма и научного социализма. Основным положением бакунизма является отрицание всякого государства, в том числе и диктатуры пролетариата, непонимание всемирно-исторической роли пролетариата. Бакунин выдвинул идею уравнения классов, объединения свободных ассоциаций снизу. Тайное революционное общество, составленное из выдающихся личностей, должно было, по мнению бакунистов, руководить народными бунтами, которые совершаются немедленно. Так, бакунисты полагали, что в России крестьянство готово немедленно подняться на восстание. Их тактика заговорщичества, немедленных бунтов и терроризма была авантюристична и враждебна марксистскому учению о восстании. Бакунизм близок прудонизму - мелкобуржуазному течению, отражавшему идеологию мелкого разорившегося собственника. Однако ему удалось организовать лишь ряд кружков в Москве. Народная расправа была вскоре обнаружена и в декабре 1869 года разгромлена царским правительством. Теория и тактика бакунистов была резко осуждена К. [14]
Бакунизм - течение, названное по имени М. А. Бакунина, идеолога анархизма и ярого врага марксизма и научного социализма. Основным положением бакунизма является отрицание всякого государства, в том числе и диктатуры пролетариата, непонимание всемирно-исторической роли пролетариата. Бакунин выдвинул идею уравнения классов, объединения свободных ассоциаций снизу. Тайное революционное общество, составленное из выдающихся личностей, должно было, но мнению бакунистов, руководить народными бунтами, которые совершаются немедленно. Так, бакунисты полагали, что в России крестьянство готово немедленно подняться на восстание. Их тактика заговорщичества, немедленных бунтов и терроризма была авантюристична п враждебна марксистскому учению о восстании. Бакунизм близок прудонизму - мелкобуржуазному течению, отражавшему идеологию мелкого разорившегося собственника. Программа заговорщического общества была ими изложена в Революционном катехизисе. Однако ему удалось организовать лишь ряд кружков в Москве. Народная расправа была вскоре обнаружена и в декабре 1869 года разгромлена царским правительством. [15]