Cтраница 1
Распределение жителей по возрастам рассматривается далее, в следующей главе. Приведенные там числа детей показывают, что в возрасте 8 - 13 лет должно признать в Германии и С. Перепись 1897 г. дает для означенного возраста в России примерно такое же количество жителей. Замечая, что часть детей несомненно получит домашнее образование, а часть - по болезненности и другим причинам - - все же всегда может остаться без начального школьного образования, а потому, принимая для России 12 млн школьников - при всеобщем начальном образовании - думаю, что не делаю крупной ошибки. Даже в современных земских школах на ученика требуется ежегодно расход более 2 руб. в год, а чтобы поставить сколько-либо практически жизненно и толково начальные народные школы, необходимо расходовать по крайней мере по 5 руб. на ученика в год. А тогда одни начальные школы потребуют от государства, земств, городов около 60 млн руб. в год текущих расходов. [1]
Распределение жителей в пределах селитебной зоны обычно дается в проекте планировки города по отдельным районам в виде плотности населения пв. Под плотностью населения ( плотность нетто) понимают количество жителей, приходящихся на 1 га жилого квартала. [2]
Распределению жителей России по природному языку во всех отношениях соответствует распределение по религиозным верованиям. В этом отношении в таблицах отмечены лишь три категории жителей. В столбце 28 даны жители, держащиеся других христианских исповеданий. Что касается христиан разных исповеданий, то между ними преобладают католики Польского и Литовско-Белорусского краев и лютеране Финского и Ливонского краев, а затем, конечно, большинство романских и германских народов. [3]
Из всех западноевропейских стран распределение жителей по возрастам во Франции заслуживает особого внимания не только потому, что эта страна во многих отношениях передовая, но и потому, что в ней очень ясно выражены такие явления распределения, которые у других народов вовсе еще не начинались или едва начались. [4]
Еще несравненно более поучительно распределение жителей по возрастам, но я укажу только на жителей до 10-летнего возраста, потому что подробный разбор завлек бы далеко. Если мы возьмем почти все другие наиболее известные по переписям страны, то увидим пропорцию детей гораздо меньшую. [5]
Простая линейчатая диаграмма.| График очень часто используется при гра-фическомотображениитабулированныхданных. [6] |
Отлично показывает относительный размер каждой части в целом, например распределение жителей города по этническим фуппам. В круговой диафамме нет осей, есть только отображаемые данные. Применяйте этот тип диафаммы, если необходимо представить в диафамме только несколько значений, показав относительный вклад каждого в единое целое. Откажитесь от круговой диафаммы, если ряд данных включает большое количество небольших значений, процентное содержание которых в общей сумме невелико. В этом случае пользователям диафаммы очень трудно будет сравнить отдельные маленькие секторы круга. [7]
Таким образом формула ( I) представляет то свойство, что в ней все распределение жителей по возрастам сводится на определение предельного возраста N, так как, зная его, узнаем С, а потому и у. [8]
В вопросе о народонаселении, после прироста, на первом месте во всех отношениях должно поставить распределение жителей по возрастам и полам. Последняя сторона запроса представляет, однако, интерес ограниченный в экономическом смысле, потому что повсюду в мире число мужчин и женщин близко друг к другу, иногда немного более, иногда немного менее, что общеизвестно и что определяет, однако, некоторые не особенно существенные экономические явления. Распределение же по возрастам, напротив того, имеет громадное значение во всех социальных отношениях, так как все они определяются трудом людей, а малолетние и старики в нем не могут принимать участия. [9]
В конце табл. 2 ( столбцы 30, 31 и 32) даются численные сведения о распределении жителей по степени школьного их образования, а именно в столбце 30 указано число тысяч жителей, получивших первую степень обучения в низших школах или обучившихся по крайней мере чтению и письму. Соединяя вместе число лиц с высшим и средним образованием ( хотя те и другие различены в переписи), я имел в виду то общее современное положение вещей, касающихся просвещения, которое мне, посвятившему лучшие 35 лет своей жизни делу образования, довольно близко известно. Но в последнее время, - не потому, что поднялся уровень среднего образования, а потому, что упал уровень высшего образования, - я не считаю полезным отделять два указанных разряда лиц, получивших права на звание интеллигентов. Думаю даже, да и знаю на опыте, что немалое число лиц, не учившихся в средних и высших учебных заведениях, в рядах интеллигенции в России в настоящее время занимают такое же место, какое принадлежит выступающей образованности. [10]
Справедливость этого вывода, вытекшего из сведений о составе населения, занятого заработками ( или даже просто о распределении жителей по возрастам) и о средней ценности наименьших потребностей, видна прямо из сличения этого вывода с величиною годовой платы рабочим, данной в § 6 на стр. [11]
Располагая подобной матрицей ( а для получения ее необходимо проведение предварительных социологических исследований), можно, например, найти распределение жителей между профессиональными группами в следующем поколении ( если известно это распределение сегодня) или во времени, достаточно от нас удаленном. [12]
Разумеется, при этом желательно, чтобы результаты обследования выборки отражали характерные, основные черты изучаемого признака; для этого объем выборки не должен быть чрезмерно мал. Например, о распределении жителей Москвы по размерам носимой ими одежды нельзя судить по результатам обследования одной квартиры; в этом смысле данные, относящиеся к целому дому или группе домов, более показательны. Разработка методов, позволяющих по результатам обследования выборки делать обоснованные заключения о распределении признака по всей совокупности, и есть одна из важнейших задач математической статистики. [13]
На основании сказанного мы ограничиваемся далее разысканием только двух видов центра страны, а именно: центра ее поверхности и центра ее населенности как наиболее интересных точек. Очевидно при этом, что, вследствие неравномерности распределения жителей, оба эти центра не совпадают и тем более, чем величина всей поверхности больше и неравномерность распределения населения значительнее, а с течением времени, по мере увеличения народонаселения и особенно вследствие увеличения равномерности расселения, центр населенности должен приближаться к центру поверхности земли, способной к расселению, что и не должно упускать из вида, так как главный интерес заключается в передвижении центра населенности в разные эпохи жизни страны. Сперва и ход внешних событий, и удобства доступности, и качество почвы, и климат, и соседство с водою - определяют предпочтительное заселение одних частей суши пред другими, но с течением времени разборчивость уменьшается, искусство же справляться со всякими условиями возрастает, что и ведет к равномерности расселения, хотя в точности оно, конечно, никогда и нигде не достигается. Перемещение центра населенности страны указывает направление многих сил страны. [14]
Полицейские и пожарные ( в числе 131 тыс. в 1900 г. и 75 тыс.. Вообще говоря, было бы очень желательно, чтобы номенклатура и распределение жителей по разным видам деятельности, в статистических работах разных стран были согласованы - ради удобства сравнений. [15]