Cтраница 4
Человек, который предлагает материализованную идею межпланетного корабля или машину для синтеза легких ядер, и человек, который выполняет детальный чертеж червячного колеса или ступенчатого валика. Но во всех случаях нужны хорошая теоретическая подготовка, воображение и способность предвидения, а главное - безукоризненное знание технологии производства и того нового, что возникает в технологии. Мне представляется, что современный советский инженер прежде всего должен изучить три основные науки: диалектический материализм - основу силы и убежденности; физику - как основу для рассмотрения взаимосвязи всех явлений в природе и математику - как средство, показывающее динамическое состояние физических процессов и дающее им объяснения. [46]
Если этот уровень по району или отрасли в целом установлен вышестоящими органами, объем добычи газа определяется на основе рассчитанных ресурсов и установленного уровня их использования. При этом все другие целевые показатели формируются с учетом обеспечения необходимого объема добычи газа. Если уровень использования ресурсов нефтяного газа определяется в процессе формирования плана, то его нельзя задать изолированно от других целевых показателей. Только на основе рассмотрения взаимосвязей всех целевых показателей определяется уровень использования ресурсов нефтяного газа, и следовательно, объем его добычи. [47]
Действительно, если принципиальная схема устройства занимает свое место в общей картине взаимосвязей, то конструкция устройства остается на рассматриваемом этапе практически белым пятном. Конструкция сложного устройства формируется позднее по определенным логическим правилам. Если она непроизвольно возникает в виде случайного варианта, то конструктор должен постараться исключить ее из общей картины взаимосвязей. Однако результаты такого анализа при изменении конструкции устройства в дальнейшем окажутся непригодными. Поэтому рассмотрение взаимосвязей до выявления конструкции устройства не может быть ни достаточно полным, ни достаточно конкретным. Результаты работы рассматриваемого этапа оказываются неизбежно незавершенными. [48]
В каждом конкретном случае социальное функционирование технических объектов рассматривается соответствующей общественной дисциплиной. Естественно, что подобный анализ опирается на понятия технических наук, главным образом, на описание внешних функциональных характеристик объекта. Они опираются на фундаментальные теории общественных наук и позволяют находить оптимальные пропорции между техническими и социальными требованиями к объекту в процессе его проектирования. Проектировщик, отыскивающий элементы структуры проектируемого объекта, принимает во внимание прежде всего определенные технические условия. Однако на эти технические условия накладываются социальные требования различного рода, которые необходимо учесть. Поэтому процесс взаимодействия технических и общественных наук совершается главным образом в сфере проектирования на основе рассмотрения взаимосвязи характеристик социального и технического функционирования объекта. Джонс выделяет в современном проектировании четыре уровня, которые располагаются следующим образом по степени конкретизации стадий проектирования: 1) уровень общественных групп ( или уровень рассмотрения социального функционирования проектируемого объекта. [49]
Если я в претензии к физикам, что они преподают дематемати-зированную физику, то сразу же нужно сказать и о математиках, которые со своей стороны преподают изолированную математику. Это обычная точка зрения учителя математики: Я преподаю математику, которую я знаю; применения не моего ума дело; все, что мне о них известно, непонятно с точки зрения математики, нечетко, да и не может быть выражено четко, не укладывается в логическую схему математики. Нет этого и в учебнике, по которому работает учитель математики. Впрочем, среди всех аргументов, вследствие которых математика преподается изолированно, можно понять лишь один - некомпетентность. Учитель математики не знает, как при. На него нельзя обижаться: он этого не изучал - вторая, естественнонаучная специальность учителя встречается все реже. Все это общеизвестно; тем более удивительно, что на курсах усовершенствования для учителей математики, которые имеются повсюду и считаются необходимыми, также часто отсутствует рассмотрение кадих-либо взаимосвязей. Если мы обучим учителя приложениям математики, сказал мне один педагог, пытавшийся сделать это на курсах, то его мгновенно переманят на работу в промышленность; поэтому мы вынуждены преподавать лишь такие разделы математики, которые нельзя применить нигде, кром е школы. Это сказано честно, но я думаю, что не так уж везде все плохо. Во всяком случае, это не причина избегать приложений математики на курсах усовершенствования. Часто сами организаторы курсов не владеют этими приложениями. [50]