Cтраница 2
Знание - категория не только гносеологическая, но и историческая, отражающая передачу опыта от предков к потомкам. Информация составляет активно используемую часть знания. Знание, используемое в текущем процессе ( решение человеком своей задачи), и знание, хранящееся в системе, не тождественны, хотя по сути и то и другое есть знание. В коммуникативном процессе информация изменяет уровень знания субъекта, и этим определяется сигнальный характер информации. [16]
Возвращаясь к вопросу о назначении учебной деятельности, отметим, что, в соответствии со структурой умения выполнять некоторую деятельность, в учебной деятельности могут решаться задачи формирования такого умения либо в полном составе, либо в тех или иных его составляющих. В последнем случае может, например, стоять цель лишь ознакомить учащегося с вариантами ситуаций ( условий), которые могут иметь место при выполнении той или иной деятельности, а необходимость их адекватной интерпретации учащимся выливается на некотором обобщенном уровне в проблему формирования у него определенного мировоззрения. Может быть поставлена также задача выработки тех или иных вариантов, способов исполнения деятельности; она также допускает обобщение для некоторого круга деятельно-стей, которые предстоит выполнять индивиду в будущем, это, в частности, решается организацией общей физической подготовки учащихся. Наконец, учебная деятельность нередко направлена и на установление связей между знаниями субъекта о возможных типах ситуаций и необходимыми в каждой из них способами его действий. [17]
Трудно себе представить поперечное распространение кодирования, не опирающееся на понятие структуры, обладающей той или иной иерархией. Но, наверное, это всего лишь семантическая критика, и результаты экспериментов Крэйка и Уоткинса (5.10) больше раскрывают для нас природу обработки и хранения информации, чем вся графическая эвристика. Крэйк и Уоткинс утверждают, что следует различать повторение для удержания в памяти и повторение с обдумыванием10, первое просто удерживает элементарные стимульные формы, не разрабатывая и не обогащая их. Но является ли их ответ более сложным определением повторения или для него нужны отдельные и совершенно иные модели памяти. Возможно, что некоторые вербальные элементы изолированы или удерживаются в некоторой системе КВП, а другие подкрепляются повторением, привлекая к себе историю знаний субъекта. [18]