Cтраница 1
Религиозное знание обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры, наука же всегда готова ( хотя и относительно) к самоопровержению. В то же время, в основе научных представлений всегда лежат постулаты, принимаемые без доказательств. [1]
Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке. [2]
Настоятельное побуждение к овладению научным и религиозным знанием пронизывает буквально весь текст Коранического вероустава, а также звучит во многих высказываниях Господнего Посланника ( да благословит его Аллах и приветствует. [3]
Здесь подразумевается такой человек, который ограничивается обязательным минимумом религиозного знания, посвящая все свое время поклонению. [4]
Второе - отсутствие связи между языком науки и языком религии; отрицание наукой, нередко в насмешливой форме, религиозных знаний. [5]
Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому истинная философия и истинная религия - одно и то же. Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления. [6]
За ними тянутся США, которые недостаток своих религиозных знаний компенсируют техникой, наукой и организацией и стремятся украсть чужие знания и использовать их в своих целях. [7]
Религиозное мировоззрение говорит преимущественно на языке мифов, но все же оно представляет собой интеллектуальное построение, более абстрактный по сравнению с мифом оформленный в понятиях взгляд на мир в развитых религиях - учение церкви, теология, религиозная философия. Однако, как показывают социологические исследования, мивоззрение большинства христиан в современном обществе формируется все же не на основе религиозного знания. Данные такого рода исследований показывают, что у верующих религиозные познания как правило крайне ограничены и скудны. Плохо знают не только догматику, но даже Библию. Вера большинства, массовая религиозность - как правило не основывается на учении церкви, теологии, носит во многом случайный, неупорядоченный, эклектический характер. Многие просто не в состоянии сделать сознательный мировоззренческий выбор, просто осознать наличие альтернативных типов мировоззрения. [8]
На первой стадии религиозно-теологический ряд доминирует над государственно-политическим. На второй, наоборот, - государственно-политическая ( а впоследствии - государственно-правовая, юридическо-метафизическая) сфера определяет судьбу всех остальных - от техники и науки и до этики и искусства; но прежде всего - судьбу теологии и религиозного знания в целом. Наконец, на третьей, согласно гипотезе О. [9]
Одним из ведущих последователей и проповедников античной культуры стал Франческа Петрарка ( 1304 - 1374), который и считается отцом гуманизма. Мыслитель пытался преодолеть идею двойственности истины полагая, что истина может быть только одна и для ее постижения необходимо очистить разум от схоластической мудрости. Познание у Петрарки оказывается более ценным достоянием, чем предзаданное религиозное знание. Человек в его концепции становится центральной фигурой бытия, антропоцентризм здесь используется для преодоления доктрины теоцен-тризма. Эта переориентация приводит к переосмыслению многих этических, эстетических и политических представлений. Для Петрарки было очевидно, что их основания и предпосылки надо искать не в божественном начале, а в самом человеке, в естественных условиях его существования. [10]
Изначального, определяемого самой природой данного социального отношения, конфликта между универсальной религией и государством не существует. Он не наблюдается в истории буддизма, который часто сознательно государственными структурами импортировался в ту или иную страну в надежде получить в этой религии опору. И универсальные религии, обладая развитой организационной структурой и разработанным религиозным знанием, имеют большие, чем народные религии, возможности решать проблему легитимации политической власти с учетом меняющейся ситуации и задач, стоящих перед государственной властью. Преследования христиан римскими властями - особый случай зарождения новой религии в обществе, где существует и функционирует развитая религиозно-государственная система. [11]