Cтраница 1
Эмпирическое знание - отражение явлений, а теоретическое - отражение сущности. Эмпирическое знание - база для возникновения теоретического, так как оно характеризует предмет со стороны явлений, отдельных отношений, законов. Это как раз и является реальным основанием для проникновения в сущность предмета. Однако для того чтобы раскрыть сущность, необходимо в самом предмете обнаружить это отношение, исходя из явлений, получивших отражение в эмпирическом знании. Обнаружение сущности происходит путем подведения предмета, эмпирически данного в явлениях, под категории и посредством усмотрения в нем существенного отношения. [1]
Эмпирическое знание ( т.е. опытное) - это знание о естественных процессах в природе и обществе, формируемое на основе чувственного и экспериментального опыта и фиксируемое в специальных научных дисциплинах. [2]
Все эмпирическое знание о звездах базируется на свете, идущем от неба, и его интерпретации с помощью земных инструментов, телескопов, электроскопов, часов. Милн сводит свое основное рассуждение к применению одних часов. [3]
Итак, эмпирическое знание лежит в основе системы научного знания. Изменения в эмпирическом базисе по мере накопления новых данных могут вести к изменениям в теоретической системе. В зависимости от аспекта исследования медицинская практика используе т и эмпирический и теоретический уровни. С помощью указанных уровней исследователь получает возможность установить параметры, важные для данного уровня, и абстрагироваться от множества других характеристик, которыми в данных условиях можно пренебречь. Конкретно речь идет о том, что исследование на разных уровнях углубляет наши представления, например, о сущности болезни. Едва ли можно сомневаться в том, что создание целостных представлений в медицине осуществляется путем синтеза научных знаний, получаемых при изучении данного явления медицины на разных уровнях. [4]
Возможная противоречивость эмпирического знания - естественное следствие из основных законов диалектики, и противоречия эти не всегда должны разрешаться в поле знаний, а напротив, именно противоречия служат чаще всего отправной точкой в рассуждениях экспертов. [5]
В сфере эмпирического знания к таким признакам относятся: а) проведение эмпирических исследований; б) создание баз данных; в) обсуждение проблем методики. [6]
При оценке эмпирического знания, при сравнении его со знанием научным весьма опасны две крайности. [7]
Граница между математическим и эмпирическим знанием не абсолютна. Мы непрестанно вносим коррективы в наши наблюдения и в то же время видоизменяем наши теории так, чтобы они соответствовали новым наблюдениям и экспериментальным результатам. [8]
Однако переход от чисто эмпирических знаний к установлению общих законов механики не мог, конечно, совершиться сразу, а потребовал весьма длительного времени, в течение которого в результате наблюдений, опыта и производственной деятельности людей, постепенно накоплялся обширный фактический материал. [9]
Однако переход от чисто эмпирических знаний к установлению общих законов механики не мог, конечно, совершиться сразу, а потребовал весьма длительного времени, в течение которого в результате наблюдений, опыта и производственной деятельности людей, постепенно накоплялся обширный фактический материал. [10]
Во-первых, опасна переоценка эмпирических знаний и вырастающий на этой основе антисциентизм, считающий, что так же как когда-то человечество свободно обходилось без науки, оно может обходиться без нее и сегодня. Смазывается тем самым принципиальное отличие науки от эмпирического знания, ее способность проникать в сущность вещей. [11]
Умножаются и усиливаются теоретические компоненты эмпирического знания, его связь с теоретическим мышлением. [12]
Далее, взаимосвязь теории и эмпирического знания имеет не только онтологический аспект ( отражение сущностей разного порядка), но и аспект гносеологический, связанный с самим процессом познания. Здесь границы теоретического и эмпирического оказываются крайне условными, так как теория включается в процесс эмпирического исследования на всех его стадиях и на всех уровнях теоретического обобщения - от философских принципов и понятий общесоциологической теории до частносоциологических теоретических подходов и обобщений сгруппированных наблюдений и фактов в виде особых социальных показателей, принципов и методов поиска этих связей и зависимостей. [13]
Томас Гоббс считал, что всякое эмпирическое знание должно подвергаться обработке, сущность которой он видел в вычислении. [14]
Тенденция развитая баз знаний. [15] |